Комков А.В. —
Рецепция танатологии А. Шопенгауэра в творчестве А. А. Фета
// Филология: научные исследования. – 2018. – № 3.
– С. 298 - 305.
DOI: 10.7256/2454-0749.2018.3.26313
URL: https://e-notabene.ru/fmag/article_26313.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования являются особенности восприятия А. А. Фетом танатологии А. Шопенгауэра и волюнтаристской картины мира немецкого философа. На примере стихотворений "Смерть" (1878) и "Смерти" (1884) автор подробно рассматривает такие аспекты темы как: процесс рецепции иррациональной философии А. Фетом, особенности преломления танатологических философем Шопенгауэра в творчестве русского поэта, особенности формирования художественного образа смерти в стихотворениях "Смерть" и "Смерти". В заключении делается вывод об особенностях восприятии танатических концепций Шопенгауэра А. А Фетом. Методологическая основа исследования предполагает актуализацию возможностей системного, историко-культурного, сравнительно-исторического и рецептивно-эстетического видов анализа. В творчестве Фета активно используются многие элементы философской картины немецкого философа. Тем не менее, отдельные особенности творческого диалога между русским поэтом и немецким философом остаются не проясненными. Основными выводами приведенного исследования являются следующие положения: рецепция танатологических философем А. Шопенгауэра А. А. Фетом представляет собой неоднородное явление; смерть представляется естественным, постоянным и неотъемлемым компонентом, скрывающимся под каждым явлением жизни, являясь противовесом изменчивой, непостоянной, призрачной жизни; с другой стороны, смерть представляется эфемерной сущностью, она является своего рода призраком, иллюзией человеческого разума.
Abstract: The subject of the research is the peculiar features of Afanasy Fet's perception of Schopenhauer's thanatology and voluntaristic world view of the German philosopher. Based on the analysis of the poems 'Death' (1878) and 'To The Death' (1884) Komkov analyzes such aspects of the topic as Afanasy Fet's perception of the irrational philosophy, peculiarities of the Russian poet's interpretation of Schopenhauer's thanatological philosophemes, and particularities of the artistic image of death in Fet's poems 'Death' and 'To The Death'. In conclusion, the author describes peculiarities of Afanasy Fet's interpretation of Schopenhauer's thanatological concepts. The methodological basis of the research implies opportunities of the systems approach, historico-cultural, comparative historical and receptive-aesthetic kinds of analysis. In his creative writing Afanasy Fet used a lot of elements of the German philosopher's world view. Nevertheless, certain features of a creative dialogue between the Russian poet and German philosopher still remain unclear. The main conclusions of the research are the following: Afanasy Fet's reception of Schopenhauer's thanatological philosophemes is a complex phenomenon. Death is seen as a natural, constant and essential component that is hidden behind each event or phenomenon of life and opposed to changing, inconstant and illusive life. On the other hand, death is an ephemeral substance, some kind of a chost, illusion of human mind.