Амгаланова М.В. —
Исторические судьбы деятелей культуры и литературы и их произведений во второй половине XX-начале XXI вв.: «реабилитированная» культура
// Культура и искусство. – 2018. – № 4.
– С. 1 - 7.
DOI: 10.7256/2454-0625.2018.4.25541
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_25541.html
Читать статью
Аннотация: Статья посвящена переосмыслению деятельности репрессированных бурятских писателей 1920-1930-х гг. с новым методологических позиций. Практически до конца 1980-х гг. главным критерием оценки их общественной и творческой деятельности были «политические» обвинения. Особенное внимание в статье обращается на процесс реабилитации, в ходе которого осуществляется восстановление и возвращение в художественный и научно-образовательный процесс, изъятых в ходе репрессивной политики из научного и творческого оборота, имен деятелей культуры и науки и их творческого наследия. Методологической основой исследования является аксиологический подход, основными методами стали историко-культурный, ретроспективный, описательный, метод анализа. Объективный анализ общественно-политической и национально-культурной деятельности бурятской интеллигенции должен включать полную и, возможно, принципиально новую реконструкцию и интерпретацию. Это, в свою очередь, предоставит широкие возможности для методологических экспериментов, позволит восстановить историческую справедливость в отношении деятелей бурятской культуры, выступавших за сохранение национальных ценностей в становлении социалистической культуры.
Abstract: The article is devoted to activity of repressed Buryat writers of the 1920 - 1930's viewed from the new methodological positions. Practically to the end of the 1980's, the main criterion for evaluating their social and creative activity was 'political' accusations. The author of the article pays special attention to the process of rehabilitation when culture activitists whose names were eliminated from the history as a result of repressive policies return to the academic literature. The methodological basis of the research is the axiological approach, the main research methods include historical-cultural, retrospective, descriptive methods and analysis. The objective analysis of social-political and national-cultural activity of Buryat intelligentsia should include full and, if possible, completely new reconstruction and interpretation. This, in its turn, provides big opportunities for methodological experiments and allows to restore historical justice in relatin to Buryat culture activisits who tried to preserve national values when the socialist culture was developing.
Амгаланова М.В. —
Бурятская социалистическая культура в контексте идейно-политических установок конца 1920-начала 1930-х годов
// Культура и искусство. – 2018. – № 3.
– С. 1 - 7.
DOI: 10.7256/2454-0625.2018.3.25510
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_25510.html
Читать статью
Аннотация: Статья посвящена месту и роли идеологии в национально-культурном строительстве в период конца 1920-х – начала 1930-х гг. Предметом исследования стали взгляды, а также общественно-политическая и культурная деятельность бурятской интеллигенции, которая стала пониматься как контрреволюционная и концептуализироваться в таких идеологемах как «буржуазный национализм», «панмонголизм». В качестве примера берутся статьи в периодической печати, которые носили директивный характер и требовали от деятелей культуры «самокритики». Методологической базой исследования является историко-культурологический подход, основными методами - историко-культурный, ретроспективный и нарративный методы. В создании национальной по форме и социалистической по содержанию бурятской культуры изымались те элементы культурного наследия, которые официальной идеологией понимались как «феодально-религиозные пережитки» эксплуататорского класса. Следовательно, устранению из социокультурного пространства подлежали и те, кто являлся их носителем и транслятором. Дореволюционная бурятская интеллигенция стала оцениваться властью как оппозиционная социальная группа, что трагически сказалось на ее положении.
Abstract: The article is devoted to the place and role of ideology in the national and cultural construction of the late 1920's - early 1930's. The subject of the research is the views and opinions as well as social, political and cultural activity of the Buryat intelligentsia that was understood as counter-revolutionary and was conceptualized with such ideologemes as 'borgeous nationalism' or 'pan-mongolism'. As an example, the author of the article analyzes newspaper articles that had a prescriptive nature and required 'self-criticism' from cultural activists. The methodological basis of the research implies the historical-cultural approach, the main methods are historical-cultural, retrospective and narrative. The results of the research demonstrate that when the Buryat culture, national by form and socialist by content, was being formed, it implied those elements of the cultural heritage that were officially understood as 'feudal religious carry-overs' of the exploitative class. Consequently, those who transmitted or translated such ideas, were withdrawn from the socio-cultural space. Pre-revolution Buryat intelligentsia was viewed by the ruling power as an oppositional social group. That had a tragic effect on its status.
Амгаланова М.В. —
Традиции и развитие бурятской национальной литературы на переломе эпох
// Культура и искусство. – 2018. – № 2.
– С. 1 - 11.
DOI: 10.7256/2454-0625.2018.2.25082
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_25082.html
Читать статью
Аннотация: Статья посвящена анализу той особенной роли, которая в задаче культурного строительства в регионах отводилась формированию национальной литературы и писателям. Предметом исследования являются основные тенденции развития национальной бурятской литературы 1920-х гг., долгое время характеризовавшейся как младописьменная. Обращается внимание, что литература как одна из важнейших форм общественного сознания, всегда является отражением жизни людей, их мировоззренческой позиции в тот или иной исторический период. Автор подробно останавливается на особенностях становлении жанровой системы. Методологическую базу данной статьи составили историко-культурологический подход, основными методами стали аксиологический и нарративный методы. Научная новизна заключается в том, что бурятскими исследователями в большей степени осуществлялся описательный анализ произведений, без привлечения внимания к видениям, мыслям и чувствам писателей, акцентирующих социальные, политические, экономические и историко-культурные тенденции развития «новой» культуры Бурятии. Основным выводом становится то, что первое послереволюционное десятилетие в истории и культуре Бурятии характеризуется как один из динамичных периодов, когда были созданы условия для формирования и развития национальной литературы.
Abstract: The article is devoted to the analysis of that special role that was assigned to the development of national literature and writers as part of the cultural construction of regions. The subject of the research is the main trends in the development of the national Buryat literature of the 1920s which had been considered to be the literature with a recent system of writing for quite a long time. The author emphasizes the being one of the most important forms of social conciousness, literature has always reflected live styles and world views of people in this or that historical period. The author focuses on the development of the genre system of the Buryat literature. The methodological basis of the research includes the historical cultural approach, the main methods are axiological and narrative. The scientific novelty of the research is caused by the fact that Buryat researchers mostly focus on the descriptive analysis of literary works without focusing on visions, thoughts and feelings of writers that reflected social, political, economic and historical-cultural trends in the development of the 'new' Buryat culture. The main conclusion of the research is that the first after-revolution decade of the history and culture of Buryatia was one of the most dynamic periods when conditions for formation and development of the national literature were created.