Жукова Е.А. —
Проблема рационального в идеологии раннего либерализма
// Политика и Общество. – 2018. – № 9.
– С. 1 - 8.
DOI: 10.7256/2454-0684.2018.9.27432
URL: https://e-notabene.ru/psmag/article_27432.html
Читать статью
Аннотация: Сегодня большинство политических деятелей и практических управленцев утверждает рациональность как универсальный, общепринятый язык коммуникации между субъектами, вовлеченными в процесс политики. Политическая рациональность лежит в фундаменте основания формирования разнообразных когнитивных конструкций, раскрывающих природу развития политического пространства. Основные категории и смыслы первой появившейся классической идеологии либерализма с самого начала были основаны на принципах рационализма. В статье рассматривается, какие именно рациональные принципы были заложены в идеологию раннего либерализма. Анализ проблемы рационального в исследуемой идеологии осуществляется на основе историко-генетического подхода совместно с принципом контекстуализации. Это позволяет рассмотреть становление идеологического течения под влиянием социально-политического, культурного и интеллектуального контекста охватываемого временного периода. Научная новизна статьи заключается в выделении и анализе проблемы рационального в классической политической идеологии либерализма. С помощью достигнутых результатов можно в дальнейшем исследовать трансформацию рациональных принципов и анализировать современное политическое пространство на вопрос возможности использования классических либеральных идеологических смыслов и категорий.
Abstract: Currently, the majority of political leaders and practical executives claim rationality as a universal, generally accepted language of communication between the subjects involved into the political process. Political rationality underlies the formation of the diverse cognitive constructs that reveal the nature of development of the political realm. The basic categories and concepts of the originally emerged classical ideology of liberalism have been grounded on the principles of rationalism. The article examines the precise rational principles that formed the ideology of early liberalism. Analysis of the problem of rational in the indicated ideology is conducted on the basis of the historical-genetic approach, in combination with the principle of contextualization. This allows viewing the establishment of ideological trend under the influence of sociopolitical, cultural and intellectual context of the covered timeframe. The scientific novelty lies in determination and analysis of the problem of rational in classical political ideology of liberalism. The achieved results will be helpful; in further research of the transformation of rational principles, as well as analysis of the modern political realm regarding the possibility of application of classical liberal ideological concepts and categories.
Жукова Е.А. —
Проблема рационального в политической идеологии Эдмунда Берка
// Мировая политика. – 2018. – № 2.
– С. 65 - 72.
DOI: 10.25136/2409-8671.2018.2.25603
URL: https://e-notabene.ru/wi/article_25603.html
Читать статью
Аннотация: Можно ли считать консервативную идеологию рациональной? Ведь для многих исследователей вопрос о рациональном в философии первого консерватора Эдмунда Берка не стоит в принципе, в связи с тем, что мыслитель представляется как традиционалист. Как соотносятся идеи Берка с классическим просвещенческим типом рациональности? Мог ли действительно первый консерватор быть нерационалистом, живя и работая во времени, когда разум являлся фактически единственной константой в общественно-политической мысли? В статье автор рассматривает все вышеуказанные вопросы и дает свою интерпретацию. При работе со статьей использовался исторический и ценностно-нормативный методы исследования. Для большей ясности и определения консервативных идей был задействован сравнительный анализ возникающего консерватизма с либеральной идеологией. Основной вывод в статье заключается в доказательстве рациональности классического консерватизма. Автор обосновывает, что рациональность Эдмунда Берка была построена на ином типе восприятия политической реальности. Рассмотрены понятия разума и традиции, эксперимента и опыта. Защищая принципы наследственности, преемственности и традиционализма, Берк первым начал доказывать возможность сосуществования традиции и разума в одном политическом поле.
Abstract: Could conservative ideology be considered rational since for many researchers the question of the rational in the philosophy of the first conservative Edmund Burke does not arise in principle due to the fact that the thinker is perceived as a traditionalist? How do Burke's ideas correlate with the rationality of the classical Enlightenment type? Could the first conservative really be a non-rationalist, if he lived and worked in a time when the mind was actually the only constant in social and political thought? In this article the author considers all the above questions and provides his own interpretation. He applied the historical and value-normative research methods when working on the article. The author used a comparative analysis of emerging conservatism and liberal ideology to clarify and define the conservative ideas. The main conclusion of the article lies in evidence of rationality of classical conservatism. The author claims that rationality of Edmund Burke is based on a different type of perception of political reality. The article explores the concepts of reason and tradition, experiment and experience. Burke was the first to prove the possibility of coexistence of tradition and reason in the same political field defending the principles of heredity, continuity, and traditionalism.