Колобова К.С. —
Функционирование рекламных текстов в романе А. Дёблина «Берлин. Александрплац. История Франца Биберкопфа»
// Litera. – 2017. – № 3.
– С. 56 - 64.
DOI: 10.25136/2409-8698.2017.3.23880
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_23880.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются тексты рекламного дискурса в романе выдающегося немецкого писателя Альфреда Дёблина «Берлин. Александерплац. История Франца Биберкопфа». Автор дает определение рекламного текста, устанавливает признаки данного типа текста. На основе данных признаков тщательно анализирует тексты нехудожественной коммуникации, встречающиеся в романе, на предмет соответствия текстам рекламного дискурса. Особое внимание уделяется способам включения текстовых фрагментов в художественную структуру романа, а также функциям, которые рекламные вставки выполняют в художественном произведении. Методическую базу исследования составляют метод контекстуально-интерпретационного анализа, а также описательный метод, включающий совокупность приемов наблюдения, сопоставления и теоретического обобщения результатов анализа языкового материала. Научная новизна исследования заключается в определении корпуса рекламных текстов в структуре художественного произведения, описании функций иностилевых включений и способов их интеграции в текстовое целое. Тексты произведений, анализируемые в работе, либо еще не привлекали к себе внимание исследователей в аспектах, затрагиваемых в настоящем исследовании, либо оставались на периферии рассмотрения.
К основным выводам данного исследования можно отнести расширение базы научного осмысления литературно-художественной коммуникации на материале немецкой прозы.
Abstract: The subject of the present research is the advertising discourse texts that can be found in the novel of a German writer Alfred Doblin 'Berlin Alexanderplatz'. The author of the article gives a definition of advertising text and defines particular features of a text of this type. Keeping these features in mind, the author also analyzes texts of unartistic communication found in the novel and whether they have the features of an advertising discourse or not. The author pays special attention to the ways of inclusion of textual fragments into the narrative structure of the novel as well as functions performed by advertising inserts in a literary work. The methodological basis of the research consists of the method of contextual-interpretative analysis as well as the description method that combines a set of methods such as observation, comparison and theoretical summary of the language material analysis results. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author defines a corpus of advertising texts in the structure of a literary text and describes functions of 'other style' inserts and ways of their integration into a text. Texts analyzed in the research have been either ignored by researchers in relation to the aspects discussed in this article or left at the periphery. The main conclusion of this research is the extension of the framework and basis of understanding literary communication based on the analysis of German prose.
Колобова К.С. —
Художественный текст как интердискурс (на материале произведения Гюнтера Грасса «Моё столетие»)
// Litera. – 2017. – № 1.
– С. 31 - 38.
DOI: 10.7256/2409-8698.2017.1.22081
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_22081.html
Читать статью
Аннотация: Предметом настоящего исследования является изучение одного из аспектов структурно-изобразительной организации художественного текста, а именно интеграции в текст литературного произведения элементов различных функциональных стилей. В изобразительной системе художественного произведения включения из функциональных стилей научной прозы, деловой коммуникации выполняют определенные функции в художественной стратегии автора. Реализация этих функций происходит в текстовом контексте разного объема различными способами. Изучение и определение системы композиционных и языковых форм межтекстового взаимодействия в литературном произведении с позиций теории интердискурсивности соответствует современному взгляду на сущность процесса художественной коммуникации, важным для которого является взаимодействия разных функциональных стилей как фактора развития традиционных и возникновения новых речевых жанров вообще и новых художественных жанров в частности. Лингвистическое исследование выполнено на основе метода контекстуально-интерпретационного анализа, а также описательного метода, включающего совокупность приемов наблюдения, сопоставления и теоретического обобщения результатов анализа языкового материала. В процессе проведенного автором исследования было установлено, что стратегия интердискурсивности реализуется в тексте произведения Гюнтера Грасса благодаря использованию в художественном тексте элементов различных дискурсов: исторического, военного, политического, научного. В результате взаимодействия элементов разных дискурсов в произведении создается иллюзия фактуальности повествования.
Abstract: The subject of the present research is the analysis of one of the aspects of a structural and figurative organisation of a literary text, in particular, integration of literary text elements of different functional styles. In the given figurative literary text inclusion of functional academic prose and business communication performs certain functions as a part of the writer's narrative strategy. These functions are performed in the aforesaid literary text in different volumes and through different means. In terms of the interdiscourse theory, analysis and description of the structure of compositional and language forms of intertextual interaction in a literary text correspond to modern views on the nature and essense of the artistic communication process that implies intergration of different functional styles as the factor of developing traditional genres and appearance of new narrative genres in general and new literary genres in particular. The linguistic research is performed on the basis of the method of contextual interpretative analysis as well as the descriptive method that combines observation, comparison and theoretical generalization of the results of analyzing the language material. The results of the research demonstrate that the interdiscourse strategy is used in Gunter Grass' novel as a result of his using elements of different discourse in a literary text, in particular, the writer used elements of historical, military, political and scientific discourses. Combination of these different elements creates an illusion of factual narration.