Каменева О.Л. —
Добродетель умеренности (воздержания) как основание нравственной культуры в православной педагогике
// Педагогика и просвещение. – 2020. – № 2.
– С. 69 - 85.
DOI: 10.7256/2454-0676.2020.2.31762
URL: https://e-notabene.ru/ppmag/article_31762.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является традиционная нравственная ценность и добродетель - воздержание (умеренность), которая рассматривается в работе как основание нравственной культуры в православной педагогике. Тема особенно актуальна в современную эпоху постмодернизма, когда размываются привычные представления о добре и зле, формируется эвдемонический тип культуры (от греч. eudaimonia - счастье), устремленной к земным наслаждениям и потреблению. Ее плодами часто оказываются крайние формы неумеренности и разного рода зависимости, разрушающие здоровье и жизнь подрастающего поколения. Эвдемоническому типу культуры противостоит сотериологический (от лат. Soter - Cпаситель), основанный на идее спасения человеческой души, доминанте вечных нравственных ценностей и добродетелей, их приоритете над материальными ценностями.
Методология исследования связана с результатами теоретического обобщения и систематизации психолого-педагогической, философской и богословской литературы, разработкой и практической апробацией цикла уроков, посвященных воспитанию добродетели воздержания у учащихся воскресной школы Благовещенского храма Павловской Слободы Московской области, а также их родителей. Научная новизна исследования заключается в практико-ориентированном характере уроков, нацеленных на возрастание в добродетели одновременно детей и их родителей, определении диагностического инструментария и уровней сформированности добродетели воздержания участников курса.
На основании мониторинга программы (в октябре-декабре 2019 года с участием 65 школьников и 17 родителей) сделан вывод о высокой корреляции между умеренностью учащихся воскресной школы, а также их родителей, непреходящем значении родительского примера при формировании нравственной культуры ребенка. Кроме того, отмечается эффективность практико-ориентированных уроков, нацеленных на становление добродетели воздержания по индивидуальному плану.
Abstract: The subject of this research is the traditional moral value and virtue – temperance (self-restraint), which is examined in this research as the foundation of moral culture in Orthodox pedagogy. This topic is relevant in the modern era of post-modernism, where perceptions of good and evil are being diluted, forming a eudaimonic type of culture (from the Greek: εὐδαιμονία [eu̯dai̯moníaː] meaning happiness), striving for indulgence and consumption. Its fruits are often the extreme forms of excess and various types of addictions, which destroy the health and lives of young generation. Eudaimonic type of culture is counterpoised by soteriological (from the Greek: σωτηρία sōtēria meaning salvation), based on the idea of salvation of human soul, dominant of eternal moral values and virtues, and their priority over material values. The novelty of this research consists in the practically oriented nature of lessons, aimed at growing in virtues of children and their parents, as well as determination of diagnostic tools and levels of achievement of the virtue of temperance among the course participants. Based on the monitoring of the program (October – November of 2019, with participation of 65 school students and 17 parents), a conclusion is made on the high level of correlation between temperance of the Sunday school students and their parents, and direct impact of parental example upon formation of moral culture in a child.
Каменева О.Л., Федорова Е.Н. —
Упражнение в добродетели: о приобщении студентов российских вузов к духовному опыту великих православных святых
// Педагогика и просвещение. – 2019. – № 2.
– С. 1 - 10.
DOI: 10.7256/2454-0676.2019.2.29042
URL: https://e-notabene.ru/ppmag/article_29042.html
Читать статью
Аннотация: Объект исследования — педагогический потенциал святоотеческого учения о добродетелях (воздержания, милосердия, целомудрия, кротости, радости, мужества, смирения и любви) как аксиологическая, ценностная система духовно-нравственного воспитания, восходящего к отечественному культурному, прежде всего православному наследию. Исследование особенно актуально сегодня, когда рушатся понятия о добре и зле; утверждается, что человеческая культура не содержит никаких достоверных процедур – как отличить порок от достоинства, истину от лжи, прекрасное от безобразного.
Методология исследования основана на обобщении практического опыта становления указанных добродетелей методами современного святого Паисия Святогорца.
Научная новизна исследования связана с анализом результатов уникального дистанционного образовательного курса «Фабрика добрых помыслов», в котором приняли участия 162 студента российских вузов. Курс разработан группой преподавателей, аспирантов и магистрантов Центра дополнительного образования Московской духовной академии (ЦДО МДА), Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), Московского педагогического государственного университета (МПГУ).
Делается вывод о том, что рефлексия, организованная в рамках курса при помощи Дневников добрых помыслов, представляет собой важный инструмент самопознания, способный активизировать процесс духовного и нравственного самосовершенствования участников программы.
Abstract: The object of study - the pedagogical facilities of the patristic doctrine of virtues (restraint, compassion, chastity, lenity, joy, fortitude, humility and love) as an axiological system of values of spiritual and moral education, rising to the national cultural heritage, especially the Orthodox one. The study is particularly relevant for today as concepts of good and evil are crumbling; human culture is stated to have no reliable methods of distinguishing vice from dignity, veracity from lies, beauty from disgrace. The methodology of the research is based on the generalization of the practical experience of the formation of mentioned virtues by the methods of the modern Saint Paisius. The scientific novelty of the research is due to the analysis of the results of the unique remote training course "Factory of good thoughts", which was attended by 162 students of Russian universities. The course is developed by the group of lecturers, candidates and graduate students of the Center for additional education of the Moscow Theological Academy, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, Moscow state pedagogical University. The conclusion can be drawn, that reflection, organized as part of the course with the help of Diaries of good thoughts, represents an important tool of self-knowledge, capable of activating the process of spiritual and moral cultivation of participants of the program.