Люй С. —
Китайский "феодализм" в учебных пособиях Коммунистического университета трудящихся Китая (1928-1929)
// Исторический журнал: научные исследования. – 2017. – № 3.
– С. 155 - 166.
DOI: 10.7256/2454-0609.2017.3.22476
URL: https://e-notabene.ru/hsmag/article_22476.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассматриваются главные положения о китайской истории, отразившиеся в учебных пособиях Коммунистического университета трудящихся Китая (КУТК) 1928-1929 гг. - "Феодальные явления в Китае" и "История революционного движения в Китае в ХIХ и ХХ веках". Автор уделяет особенное внимание основной части учебных пособий, написанной сотрудником КУТК М. Г. Андреевым, указывая на важность его определения средневекового общества Китая как "феодальное" и его подчеркивание элементов "феодальных пережитков" в Китае нового времени. Методом исследования является историко-сравнительным. Автор сопоставляет точки зрения М. Г. Андреева о китайском обществе с мнениями первого ректора университета - К. Б. Радека. Новизна исследования заключается в пересмотре научного наследия М. Г. Андреева через призму идеологической и политической борьбы внутри ВКП(б) 1920-х гг. Автор доказывает, что научные работы М. Г. Андреева были написаны под прямым влиянием авторитетных формулировок И. В. Сталина о Китае, и господствующее место концепции "феодализма" в КУТК означает победу "сталинистской синологии" в университете. Автор указывает на двоякий характер научного наследия М. Г. Андреева - своеобразную ценность и теоретический догматизм.
Abstract: The article examines the main stances concerning Chinese history that were reflected in the textbooks of the Communist University of the Toilers of China (CUTC) in 1928-1929: the "feudal phenomenon in China" and the "History of the revolutionary movement in China in the 19th and 20th centuries". The author pays particular attention to the principal part of the textbooks, written by the faculty member of the CUTC – M. G. Andreev, highlighting the importance of his definition of China’s medieval society as "feudal" and his emphasis on the elements of "feudal remnants" in modern-day China. The article's research method is the historical-comparative. The author compares the points of view of M. G. Andreev regarding Chinese society with the opinion of the first rector of the university – K. B. Radeka. The article's novelty lies in its revisit of the scientific heritage of M. G. Andreev through the prism of the ideological and political struggle inside the Communist Party of the Soviet Union in the 1920s. The author proves that the scientific studies of M. G. Andreev were written under the direct influence of the authoritative statements of I. V. Stalin about China, and the predominant place of the concept of "feudalism" in CUTC meant the victory of the "Stalinist sinology" in the university. The author points to the dual nature of the scientific heritage of M. G. Andreev – a particular value in itself and theoretical dogmatism.