Ковалева С.В., Панова Е.П., Решетов Р.В. —
Ценности и символизация успеха в современном кинематографе
// Философия и культура. – 2024. – № 1.
– С. 34 - 44.
DOI: 10.7256/2454-0757.2024.1.68838
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_68838.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования в данной работе является пространство жизни человека, которое рассматривается в категории успешности. Само значение успеха, будучи общепризнанным мерилом состоявшейся социализации личности, носит аксиологический характер. Можно утверждать, что символы и концепты феномена успешности составляют определенный пласт культуры, главная функция которой реализуется в формировании и обеспечении жизнедеятельности социальной сферы на метафизическом уровне. В таком случае объектом представленного исследования является репрезентируемая в пространстве кинематографа система универсальных атрибуций феномена успеха. Цель работы – выявить и обосновать тенденции в развитии кинематографических текстов культуры, основанных на образно-символической репрезентации феномена успешности в экзистенциальном пространстве бытия человека. Научная новизна работы представлена доказательной базой исследования, определяющей образное соответствие философско-социологической репрезентации кинематографических текстов феномену успешности как ценностно-символическому аспекту личностной деятельности. На основе анализа киноэкранной продукции, созданной на рубеже XX-XXI вв. и посвященной характеристике образа субъекта, экзистенциальный уровень бытия которого характеризуется в символах успеха/неуспеха, можно выделить несколько тенденций в развитии кинематографической культуры. Во-первых, характеристика «заката» ранее доминирующей идеологической тенденции символизации актуальной феноменологии успешности. Во-вторых, стадию аксиологической нестабильности и амбивалентности в оценке символов успеха, неравномерно реализуемой в сценарной и постановочной части. И, в-третьих, формирование и закрепление новых кинематографических парадигм путем постоянного конвергирования частных символов успеха, по-разному проявляющихся как в реальной действительности, так и на киноэкране, и сопровождаемых постоянными попытками их внеконтекстной универсализации.
Abstract: The subject of the study is the figurative and symbolic reflection and transformation of the dynamic reality of life in the cinematic space of modern culture. The purpose of the work is to identify and substantiate trends in the development of cinematographic cultural texts based on the figurative and symbolic representation of the phenomenon of success in the existential space of human existence. The scientific novelty of the work is represented by the evidence base of the study, which determines the figurative correspondence of the philosophical and sociological representation of cinematic texts to the phenomenon of success as a value-symbolic aspect of personal activity. Based on the analysis of cinema screen products created at the turn of the XX-XXI centuries and devoted to the characterization of the image of a subject whose existential level of being is characterized in the symbols of success/ failure, several trends in the development of cinematic culture can be identified. Firstly, the characteristic of the "sunset" of the previously dominant ideological trend of symbolization of the actual phenomenology of success. Secondly, the stage of axiological instability and ambivalence in the evaluation of the symbols of success, unevenly implemented in the scenario and staging part. And, thirdly, the formation and consolidation of new cinematic paradigms through the constant convergence of private symbols of success, manifested in different ways both in reality and on the cinema screen, and accompanied by constant attempts at their non-contextual universalization.