Смирнов М.В. —
Социальное бытие личности в контексте социально-исторической тотальности перформативной интерпретации
// Философская мысль. – 2019. – № 1.
– С. 33 - 43.
DOI: 10.25136/2409-8728.2019.1.27447
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_27447.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования является концепт перформативной интерпретации, как дискурсивно-исторической гегемонии социально-метафизической системы мысли. В качестве предмета берется обоснование перформативной интерпретации с позиции принципа тотальности. Исследование выстраивается на основе идеи перформативной интерпретации М. Фуко, а также некоторых современных социологических теорий перформатива, которые центральную роль в формировании и восприятии социальных отношений, порядков и практик, отводят языку. Цель исследования - обозначить и скорректировать понимание предмета исследования для социальной философии, его роль в становлении и тотализации понимания социального бытия личности, границ ее само-рефлексии. Исследование проводится на примере социально-философского анализа значения марксистско-гегелевского дискурса континентальной философии – его рассмотрения с позиции тотальности перформативной интерпретации. С помощью принципа диалектической дополнительности указывается взаимосвязь социологических теорий, ориентирующихся на обратную связь, и диалектического принципа тотальности. В ходе исследования продемонстрированы внутренние противоречия концепта перформативной интерпретации М. Фуко с его эпистемологической теорией. Показан факт и последствия упущения теориями перформативности – гегелевского принципа тотальности, в частности структурно-семиологической тотальности языка Ж. Лакана (измерения символического). Представляется, что личность не просто воспроизводит и следует тем или иным перформативным актам, но и находится в тотальности перформативной интерпретации, которая воспроизводит дискурсы, идеологию и границы их артикуляции. Привлечение принципа тотальности в исследование социальных перформативов позволит как установить более органичную обратную связь с актантами, так и оформить междисциплинарные связи между идеалистической метафизикой и такими социологическими течениями, как акторно-сетевая теория и нормативная социология.
Abstract: The object of this research is the concept of performative interpretation as a discursive-historical hegemony of socio-metaphysical system of thought. The subject is the substantiation of the performative interpretation from the perspective of the principle of totality. The research is structure on the basis of the idea of performative interpretation of M. Foucault, as well as several modern sociological theories of the performative utterance, who assign a central role in formation and perception of social relations, rules and practices to the language. The goal of this article is to signify and adjust the understanding of the subject of research for the social philosophy, its role in the establishment and totalization of comprehension of the social being of personality, and the boundaries of its self-reflection. The study is conducted on the example of socio-philosophical analysis of the meaning of Marxist-Hegelian discourse of continental philosophy – its consideration from the standpoint of the totality of performative interpretation. Using the principle of dialectical complementarity, the author underlines the correlation between the sociological theories oriented towards the feedback, and the dialectical principle of totality. In the course of the research, the author demonstrates the inner contradictions of M. Foucault’s concept of performative interpretation with his epistemological theory; as well as the fact and consequences of neglecting by the theories of peformativity of the Hegelian principle of totality, namely the structural-semiological totality of language of J. Lacan (dimension of the symbolic). It is depicted that personality not only reproduces and follows certain performative act, but remains in the totality of performative interpretation, which reproduces the discourses, ideology and boundaries of their articulation. Application of the principle of totality into the research of social performative utterances will allow establishing the more harmonious feedback with the actants, as well as create the interdisciplinary relations between the idealistic metaphysics and such sociological movements as the actor-network theory and normative sociology.