Баярсайхан С.Б. —
Саксофон в симфонических партитурах
// Человек и культура. – 2016. – № 5.
– С. 115 - 124.
DOI: 10.7256/2409-8744.2016.5.20625
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_20625.html
Читать статью
Аннотация: В данной статье рассматривается одна из важных, но недостаточно исследованных проблем инструментовки, музыковедения, а также музыкальной педагогики, связанной с инструментоведением, инструментовкой и композицией – использование авторами оперно-симфонической и балетной музыки инструментов семейства саксофонов в своём творчестве. На основании результатов исследования ряда авторских партитур сочинений композиторов различных стран и культурно-исторических эпох, , а также научных трудов по вопросам теории и практики инструментовки, в статье раскрываются способы, особенности и тенденции применения представителей семейства саксофонов в партитурах произведений для симфонического оркестра и – как музыкально-сценического (опера, балет, музыкальные иллюстрации к драматическим произведениям), так и иных направлений (автономные сочинения и музыкальные иллюстрации к кинофильмам). Несмотря на проявленный композиторами интерес к семейству саксофонов, его представители семейства, однако, не стали постоянными участниками симфонического оркестра.
Abstract:
This article examines one of the important but insufficiently studied problems of orchestration, musicology, as well as music pedagogy – the use by the authors the opera-symphonic and ballet music of the saxophone family instruments in their creative work. Based on the results of the study of a number of the original score of compositors’ oeuvres of various countries and cultural-historical eras, the article reveals the ways, specificities, and trends of application of the representatives of saxophone family in score of compositions for the symphony orchestra as the music-theatrical (opera, ballet, musical illustrations to dramatic compositions), as well as other directions (autonomous compositions and musical illustrations to the films). Despite the demonstrated interest of the composers to the saxophone family, such instruments have not become the permanent participants pf the symphony orchestra.
Баярсайхан С.Б. —
Особенности трактовки саксофона в произведениях для симфонического оркестра
// Культура и искусство. – 2016. – № 4.
– С. 498 - 502.
DOI: 10.7256/2454-0625.2016.4.19296
Читать статью
Аннотация: Данная статья посвящена одной из важных и малоисследованных проблем инструментовки – трактовке инструментов семейства саксофонов в качестве оркестровых инструментов – и отражает основные научные выводы одноимённого диссертационного исследования. Основываясь на результатах анализа авторских партитур произведений композиторов разных стран и культурно-исторических эпох, а также научных трудов по вопросам теории и практики инструментовки, в статье раскрываются способы, особенности и тенденции применения инструментов семейства саксофонов в сочинениях для симфонического оркестра. Исследование проводилось путём изучения авторских партитур музыкальных произведений как прикладного, так и автономного направления. Для исследования использовались партитуры только тех произведений, в состав которых авторами включалась одна или несколько партий саксофонов. В ходе изучения партитур отслеживались и выявлялись особенности, способы и тенденции трактовки саксофона в оркестре, характерные как для индивидуального авторского стиля, так и для стиля конкретной культурно-исторической эпохи. В результате проведённых исследований произошла систематизация сведений, посвящённых трактовке саксофона как оркестрового инструмента. Установлено распространение саксофона по странам и музыкальным жанрам. Изначально использовавшийся во французской преимущественно оперной музыке, к началу XX века саксофон вошёл в творческую практику композиторов других стран и направлений. Также в ходе исследования выявлены особенности, способы и тенденции трактовки саксофона как инструмента симфонического оркестра.
Abstract: This article is devoted to one of the important problems of instrumentation which is not yet explored – the problem of saxophone interpretation. It also reflects the basic scientific result of the master’s thesis under the same title. Based on the analysis of numerous works of composers living in different countries and different epochs as well as academic literature on the theory and practice of instrumentation, the author of the article discovers methods, peculiarities and trends in using a family of saxophone instruments in symphony orchestra compositions. The research was conducted based on the analysis of music scores of both applied and autonomous nature. The research covered only music pieces that had one or more saxophone parts. In the course of analyzing music scores, the author has traced back and defined peculiarities, methods and trends of orchestra saxophone interpretation typical for both the composer's individual style and the style of a particular culture-historical epoch. As a result of the research, the author has integrated data on interpretations of saxophone as an ochestra instrument. The author has also described how saxophone became famous in different countries and genres of music. Being used in French opera initially, by the beginning of the 20th century saxophone became famous with the composers from other countries and genres of music. In the process of the research the author has also defined peculiarities, methods and trends in the interpretation of saxophone as a symphony orchestra instrument.