Роженцов В.В. —
Технология оценки способности восприятия и оценки расстояния
// Кибернетика и программирование. – 2015. – № 1.
– С. 61 - 66.
DOI: 10.7256/2306-4196.2015.1.14038
URL: https://e-notabene.ru/kp/article_14038.html
Читать статью
Аннотация: Восприятие и оценка расстояния возможны как при зрении одним глазом (монокулярное зрение), так и обоими глазами (бинокулярное зрение). В последнем случае расстояние оценивается гораздо точнее. Вопросы восприятия и оценки расстояния актуальны при профотборе работников различных специальностей, в частности водителей автотранспортных средств, геодезистов, специалистов в области инженерной графики и изобразительной деятельности. Особенно важны эти способности при занятиях физической культурой и спортом, прежде всего в спортивных играх, единоборствах, спортивном ориентировании. Для их оценки предложено над горизонтальной поверхностью разместить видеокамеру и световые излучатели, управляемые компьютером. Световые излучатели создают на поверхности два световых пятна. Испытуемый размещается в середине линии, проходящей через центры световых пятен. Программно в течение заданного времени случайным образом изменяют площадь, направление и скорость перемещения световых пятен. Испытуемый оценивает трансформацию и перемещения световых пятен и меняет свое положение таким образом, чтобы оставаться в середине линии, проходящей через центры световых пятен. Трансформацию и перемещения световых пятен и испытуемого снимают видеокамерой, видеоизображение передают в компьютер, который периодически вычисляет положение середины линии, проходящей через центры световых пятен, и центра места положения испытуемого, расстояние между серединой линии и центром места положения испытуемого, среднеарифметическое значение вычисленных расстояний. По величине среднеарифметического значения оценивают способность восприятия и оценки расстояния человеком. Известные способы исследования способности воспринимать и оценивать расстояние предусматривают статическое положение испытуемого, что затрудняет их использование при профотборе для различных видов деятельности, в том числе в спорте.
Предложенная технология ориентирована на оценку восприятия расстояния по результатам двигательных действий испытуемого, что характерно для многих видов деятельности.
Abstract: Perception and evaluation of distance is possible both in monocular (one eye) and binocular (using both eyes) vision. In the latter case, the distance is estimated much more precisely. Questions of perception and distance estimates are relevant in hiring employees in different specialties, such as motor vehicle drivers, surveyors, experts in the field of engineering graphics and graphic activity. These abilities are especially important in physical education and sports, particularly in games, martial arts and orienteering. The article proposes a method for evaluation of distance perception using a camera and computer-controlled light emitters placed on a flat surface. Light emitters create two light spots on the surface. Examinee is placed in the middle of the line drawn through the centers of the light spots. Software randomly changes the area, the direction and velocity of the light spots during a predetermined time. Examinee evaluates the transformation and movement of light spots and moves to stay in the middle of the line going through the centers of the light spots. The transformation of the light spots and movements of the examinee are recorded, the video then analyzed by software that calculates the middle point, the examinee’s location and the arithmetic mean of the calculated distances. Using the arithmetic mean the examinee’s ability of distance perception and evaluation is judged. Known methods of evaluating the perception of distance uses a static position of the examinee and are less useful in the professional selection for various activities, including sport. The proposed technology is aimed at assessing the perception of distance as a result of motor actions of the examinee, which is typical for many activities.
Роженцов В.В., Афоньшин В.Е. —
Технология технико-тактической подготовки в игровых видах спорта
// Кибернетика и программирование. – 2014. – № 3.
– С. 103 - 109.
DOI: 10.7256/2306-4196.2014.3.12048
URL: https://e-notabene.ru/kp/article_12048.html
Читать статью
Аннотация: Рассматриваются особенности технико-тактической подготовки в игровых видах спорта с использованием информационных технологий. Основными аргументами в пользу таких технологий обучения являются наглядность, интерактивность, возможность использования комбинированных форм представления информации и реализация самостоятельного обучения, что сказывается на качестве усвоения материала. Они позволяют создать такие условия тренировочного процесса, благодаря которым спортсмены могут за более короткое время познать закономерности движений со сложнокоординационной структурой, недоступные при обычных способах организации технико-тактической подготовки. Технология технико-тактической подготовки реализуется на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой, при помощи которой задают световые зоны. Часть зон, выделенных цветом, являются запрещенными для нахождения спортсмена, неподвижны или перемещаются, имитируют противодействующих игроков-соперников и препятствуют передвижению спортсмена, моделируя игровые ситуации. Спортсмен оценивает смоделированную ситуацию и прогнозирует ее развитие, находит рациональный маршрут и передвигается по нему со спортивным снарядом в свободную зону или посылает спортивный снаряд через свободную зону в зону поражения соперника или своему партнеру. В зависимости от подготовленности спортсмена тренер выбирает программу, задающую режим тренировки и уровень ее сложности. О технико-тактической подготовленности спортсмена судят по количеству попаданий спортсмена или спортивного снаряда в запрещенную световую зону, по способности оценивать смоделированную игровую ситуацию и прогнозировать ее развитие, по умению использовать свои технические и тактические навыки. Технология может использоваться при технико-тактической подготовке команд разной подготовленности, специализирующихся в футболе, хоккее, ручном мяче, регби, баскетболе и в других командных видах спорта.
Abstract: The article studies features of technical and tactical training in team sports using information technology. The main arguments in favor of such learning technologies are demonstrativeness, interactivity, use of combined forms of presenting the information and implementation of self-directed learning that affects the quality of learning process. These features make it possible to create such conditions of the training process by which athletes can much quicker learn the patterns of movements with complex coordination structure unavailable in conventional organization of technical and tactical training. Technology of the technical and tactical training is implemented on the playing field with controlled light light-backlit defining the light zones. Some zones, highlighted, are forbidden for the athlete; they can be static or move around simulating opponents. Such zones prevent the movement of the athlete, simulating game situations. The athlete assess the simulated situation, predicts its development, chooses a rational path and moves along it with the ball to the free zone or passes the ball through the free zone to the opponent’s area or to another member of the team. Depending on the athlete's personal level the coach chooses a program that specifies the training mode and level of complexity. The technical and tactical training level of the athlete can be judged by the number of hits into the forbidden highlighted zone, by the ability to evaluate simulated game situation and predict its development, by the ability to use own technical and tactical skills. The technology can be used in technical and tactical training of teams in varying sports, specializing in football, hockey, handball, rugby, basketball and other team sports.
Роженцов В.В., Афоньшин В.Е. —
Тактическая подготовка в игровых видах спорта с использованием виртуальной реальности
// Программные системы и вычислительные методы. – 2013. – № 3.
– С. 10 - 10.
DOI: 10.7256/2454-0714.2013.3.8904
Читать статью
Аннотация: Предложена методика обучения тактическим действиям путем моделирования игровых ситуаций в виртуальной реальности. Для обучения предварительно на сервере формируется база данных игроков, в процессе обучения сервер соединяется с компьютером тренера, на котором задаются составы нападающей и защищающейся команд игроков, их первоначальное положение и положение спортивного снаряда на игровом поле, передаваемые в компьютеры игроков. Игроки нападающей команды стремятся доставить виртуальный спортивный снаряд в зону поражения или поразить ворота защищающейся команды. Игроки защищающейся команды стремятся овладеть виртуальным спортивным снарядом или препятствовать действиям игроков нападающей команды. Предложенная методика позволяет моделировать неограниченное число игровых ситуаций, анализировать различные варианты их развития, развивать игровое мышление игроков и их взаимодействие в команде. Она может использоваться при тактической подготовке команд разной подготовленности, специализирующихся в футболе, хоккее, ручном мяче, регби, баскетболе и в других командных видах спорта.