Володина А.В. —
Динамика ностальгических образов: случай Павла Леонова
// Культура и искусство. – 2024. – № 11.
– С. 37 - 46.
DOI: 10.7256/2454-0625.2024.11.72089
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_72089.html
Читать статью
Аннотация: Статья рассматривает творчество советского художника Павла Леонова, который является одним из наиболее известных представителей наивного искусства XX века, в контексте ностальгического восприятия его работ современной публикой. Ностальгическое прочтение работ Леонова связано не только с их сюжетами и тематикой (идеализированной, утопической советской образностью), но и с самим художественным методом автора, основанным на идее изобретения и конструирования. Этот «конструктивистский» подход Леонова соотносится с широко распространенными в советской культуре практиками «сделай сам» (DIY), которые сегодня также являются частью ностальгической образности. Обращаясь к более поздним художественным практикам, можно сделать вывод, что подобный ностальгический эффект, имеющий схожую динамику и принцип, характерен и для ряда других художественных проектов в современном отечественном искусстве. Для исследования творческого наследия художника предлагается рассматривать наивное искусство, к которому принято относить его произведения, как дискурсивный феномен, а не как художественный стиль или направление, и обращаться к изучению отдельных художественных явлений не через выявление их «наивности», а сфокусировавшись на конкретной художественной стратегии как проявлении историко-культурного контекста. Показано, что подобный теоретический подход к отдельным художественным явлениям продуктивен и оправдан, поскольку разнообразие стилистических особенностей работ наивных художников затрудняет выделение наивного искусства как единого стилистического явления. В то же время история формирования дискурса «наивного» в искусстве и культуре, прослеживаемая начиная с эстетики романтизма, позволяет с уверенностью указать на идейную и ценностную нагруженность и сконструированность этого дискурса в советском и постсоветском искусствоведении, наследующего романтическим представлениям о наивности как простоте и естественности. Сегодня, однако, конструкт «наивного» всегда оказывается опосредованным институциональной реальностью мира современного искусства, что делает явными концептуальные ограничения этого понятия как искусствоведческого инструментария. Научная новизна исследования заключается отступлении от этой концептуальной рамки и в выявлении «конструирования» как важного принципа художественной стратегии Павла Леонова и как движущей силы ностальгического эффекта его работ, отмечаемого современными зрителями.
Abstract: The article examines the work of the Soviet artist Pavel Leonov, one of the most famous naive artists of the 20th century, in the context of the nostalgic perception of his works by today’s audience. The nostalgic perception of Leonov's works is associated not only with the plots and themes (i.e. idealized, utopian Soviet reality), but also with the author's artistic method itself, based on the idea of invention and construction. This "constructivist" approach of Leonov correlates with the widespread DIY practices in Soviet culture, which today are also part of nostalgic imagery. A similar nostalgic effect characterizes a number of other artistic projects in contemporary Russian art. In order to study Leonov’s artworks, it is proposed to consider naive art, to which they are usually attributed, as a discursive phenomenon, rather than as an artistic style or movement, and to study individual artistic phenomena not through the identification of their "naivety", but by focusing on a specific artistic strategy as a manifestation of the historical and cultural context. Such an approach is effective, since the diversity of stylistic features of the works of various naive artists makes it difficult to single out naive art as a proper stylistic phenomenon. The formation of the discourse of the "naive" in art and culture has a long history traced back to the aesthetics of Romanticism, which allows us to confidently point out the ideological and axiological nature of this discourse in Soviet and post-Soviet art criticism, and how it was constructed, inheriting romantic ideas about naivety as simplicity and naturalness. The scientific novelty of the study lies in identification of "construction" as an important principle of Pavel Leonov’s artistic strategy and as the driving force behind the nostalgic effect of his works, noted by contemporary viewers.
Володина А.В. —
Делёзианская теория аффекта: эстетическая проблематика
// Культура и искусство. – 2019. – № 12.
– С. 35 - 45.
DOI: 10.7256/2454-0625.2019.12.31729
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_31729.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является философская теория аффекта, разработанная Жилем Делёзом и получившая своё развитие в ряде работ современных философов и теоретиков культуры. В статье освещается генезис делёзианской трактовки аффекта, возникшей на основе концепции Б. Спинозы, а также подробно рассматривается специфика аффекта как коллективного доиндивидуального переживания, динамической интенсивности, представляющей собой способность воздействовать и испытывать воздействие. В качестве основных характеристик аффективного события выявляются его непсихологический и неизобразительный характер. Данное исследование совмещает историко-философский подход в решении задачи интерпретации текстов Ж. Делёза, Б. Массуми, Т. Бреннан и других философов и теоретиков культуры, имеющих отношение к заявленной проблематике, а также делёзианский имманентистский подход к эстетике и философии искусства и культуры. В статье доказывается, что делёзианская проблематика аффекта, мало разработанная в отечественной литературе, требует разворачивания на материале искусства, что обусловлено тем, что именно ситуация встречи с искусством позволяет не только концептуализировать аффект как воздействие и претерпевание воздействия, но и проследить его динамику (как неотъемлемый аспект существования и фукнционирования аффекта). Множественная, резонансная и материальная природа аффекта в свою очередь предлагает инструментарий для исследования, позволяющего уловить и осмыслить изменчивость, зыбкость и динамичность современных социокультурных процессов.
Abstract: The subject of this research is the philosophical theory of affect developed by Gilles Deleuze that found its reflection in the works of modern philosophers and theoreticians of culture. The article covers the genesis of Deleuzian interpretation of the affect emerged on the basis of Baruch Spinoza’s concept, as well examines the specificity of affect as a collective preindividual emotion, dynamic intensity representing the ability to influence and be influenced. Nonpsychological and nonvisual nature are determined as the key characteristics of affective event. The research combines the historical-philosophical approach in interpretation of the texts of G. Deleuze, B. Massumi, T.Brennan, and other philosopher and theoreticians of culture engages in this problematic, as well as Deleuzian immanentistic approach to aesthetics and philosophy of art and culture. It is proven that Deleuzian problematic of affect, which is insufficiently studied within Russian literature, requires unfolding on the materials of art; this is substantiated by the fact that namely the situation of the encounter with art allows not only conceptualizing affect as the influence and enduring influence, but also trace its dynamics (as an inseparable aspects of existence and functioning of the affect). Diversified, resonant and tangible nature of the affect, in turn, suggests the tools for comprehending the changeability, fluctuation and dynamicity of the modern sociocultural processes.
Володина А.В. —
Эстетика Жиля Делёза: к имманентистской философии искусства
// Философия и культура. – 2018. – № 3.
– С. 49 - 63.
DOI: 10.7256/2454-0757.2018.3.24571
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_24571.html
Читать статью
Аннотация: В данной статье предпринята попытка комплексного осмысления понятий и методов эстетической теории Ж. Делёза, представленных в таких работах, как "Фрэнсис Бэкон. Логика ощущения", "Что такое философия?", "Кино" и ряде других. Предметом рассмотрения являются концептуальные основания эстетики Делёза, ранее недостаточно освещённые в исследовательской литературе. Делезианская философия трансцендентального эмпиризма предлагает оригинальный теоретический подход к исследованию искусства, эстетического опыта и ощущения, и автор статьи развёрнуто излагает его перспективность и новаторство. Согласно этому подходу искусство не рассматривается в свете его особого онтологического или аксиологического статуса; напротив, центральным становится исследование его функции - как производства особого режима пространства, места появления смысла. Своеобразие делезианской эстетики раскрывается через понятие ощущения, которое выступает основой критики концепции произведения и традиционной субъект-объектной схемы в применении к искусству. Ощущение трактуется как сложный составной конструкт, включающий в себя как пространство эстетического, так и внехудожественную материальность и специфический тип воспринимающей субъективности. Это позволяет расширить и переосмыслить понятие эстетического восприятия, а также разработать новые продуктивные методы рассуждения о нефигуративном и современном искусстве.
Abstract: This article makes an attempt to comprehensively understand the notions and methods of the aesthetic theory of Gilles Deleuze presented in the works “Francis Bacon: The Logic of Sensation”, “What is Philosophy?”, “Cinema”, and others. The subject of this research is the conceptual foundations of Deleuze’s aesthetics that previously were not sufficiently covered in the scientific literature. Deleuzian philosophy of transcendental empiricism suggests an original theoretical approach to examination of art, aesthetic experience and sensation; the author of the article recites its prospect and innovativeness. According to this approach, art is not viewed in light of its special ontological or axiological status; on the contrary, the central becomes the study of its function – as production pf a special regime of space, and the place of origination of sense. The distinctness of Deleuzian aesthetics is revealed through the notion of sensation, which manifests as the core of criticism of the concept of the work and the traditional subject-objects scheme in application to art. Sensation is interpreted as a complicated composite construct that includes the space of aesthetical, as well as non-artistic corporeity and specific type of perceptive subjectivity. This allows expanding and reconceptualizing the notion of aesthetic comprehension, as well as develop the new productive methods of discourse on the nonfigurative and contemporary art.