Иошкин М.В., Ованесян И.Г., Слезин А.А. —
Атеистическая деятельность комсомола в годы хрущевской "оттепели"
// Политика и Общество. – 2016. – № 6.
– С. 843 - 856.
DOI: 10.7256/2454-0684.2016.6.15907
Читать статью
Аннотация: Предмет исследования составляют взаимоотношения широких слоев молодежи с комсомолом, стремившимися ликвидировать религиозные настроения в советском обществе. Главное внимание уделено изучению атеистического влияния ВЛКСМ на молодежь на рубеже 1950-х-1960-х гг.- в период, который стал переломным как в отношениях церкви и государства, так и в воспитании новых поколений, которым светские власти предрекали жизнь при коммунизме. Один из основных сюжетов статьи посвящен анализу комсомольской деятельности, направленной на отделение от религии народных традиций, приспособление их к задачам пропаганды коммунистической идеологии и советского образа жизни. Комсомол рассматривается как социокультурный феномен XX века. При изучении атеистического влияния на молодежь авторы исходили из того, что атеизм является одной из форм свободомыслия в отношении к религии, вполне закономерным элементом духовной и этической жизни. Показано, что атеистическая работа в комсомоле была в основном направлена не на борьбу с религиозными взглядами, а на закрепление атеистического мировоззрения у самих комсомольцев. Однако полностью преодолеть религиозное влияние по-прежнему не удавалось и внутри ВЛКСМ.Отвлечению молодежи от религии служила не столько антирелигиозная работа комсомола в узком смысле слова, сколько его успешная культурно-массовая работа, организация кружков различных направлений. С помощью новой советской обрядности все более узкой становилась сфера влияния обрядности религиозной.
Abstract: The subject of this research is the interrelation of the diverse classes of youth with Komsomol, which strived to eliminate the religious moods in the Soviet society. Attention is focused on the examination of the atheistic influence of Komsomol upon youth on the brink of the 1950’s – 1960’s, a period that became crucial in the relations between the church and the state, as well as upbringing of the new generations, which according to the Soviet authorities were destined to live in the era of Communism. One of the main plots of this article is dedicated to the analysis of the activity of Komsomol aimed at separation of the religion from the folk traditions, and their adaptiveness to the tasks of propaganda of the Communist ideology, as well as the Soviet style lifestyle. Komsomol is being viewed as a sociocultural phenomenon of the XX century. In study of the atheistic influence upon the youth, the authors based themselves on the fact that atheism is one of the forms of the freethought with regards to religion, and a rather characteristic element of the spiritual and ethical life. It is demonstrated that atheistic work in Komsomol was primarily aimed not at the struggle against the religious views, but at the consolidation of the atheistic outlook among the members of Komsomol themselves. However, the attempts to completely overcome the religious influence within Komsomol have failed. The Komsomol was leading the youth away from religion not as much by its antireligious work, as much as by its successful cultural-public work, and organization of groups of diverse interests. The broader was impact of the new Soviet culture, the narrower became the influence of the religious culture upon the society.
Ованесян И.Г. —
Воспитание молодежи на революционных традициях в практике комсомола второй половины 1950-х годов
// Genesis: исторические исследования. – 2016. – № 4.
– С. 107 - 121.
DOI: 10.7256/2409-868X.2016.4.19694
URL: https://e-notabene.ru/hr/article_19694.html
Читать статью
Аннотация: В статье предпринята попытка с современных позиций выяснить, почему именно в конце 1950-х годов возрос интерес высшего комсомольского руководства и партийных наставников комсомола к воспитанию молодежи на революционных традициях, в чем его особенности , чем поучителен данный опыт. Особое внимание уделяется становлению военно-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности ВЛКСМ, пропаганде современного передового опыта в единстве с уважением к революционному прошлому . Основу источниковой базы исследования составили документы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Деятельность комсомола оценивается преимущественно с государственных и общечеловеческих позиций. ВЛКСМ рассматривается как оригинальное советское «ведомство по делам молодежи», связующее звено между государством и молодежью. Показано, что в комсомоле 1950-х годов утверждался новый подход: воскресить память о прошлом отцов, матерей, братьев – первейшая обязанность каждой первичной комсомольской организации, каждого райкома и горкома ВЛКСМ. При этом речь шла в основном о революционном прошлом, о партийных традициях. Официальная пропаганда отчасти способствовала обращению даже молодежной оппозиции к революционаристским формам политического протеста, героизируя прошлый опыт революционаризма. С точки зрения автора, принцип единства воспитания молодежи на традициях прошлого, героики настоящего и идеалах будущего во многом актуален и сегодня . При этом опыт 1950-х годов убеждает, что обращаясь к прошлому, мы должны акцентировать внимание не на разрушительных, а на созидательных традициях. Прямые параллели (прошлое – настоящее – будущее), как правило, могут и отталкивать молодежь. На этом направлении работы с молодежью нужны особые продуманность и тактичность.
Abstract: This article makes an attempt to determine from the current perspective the reason why particularly in the late 1950’s we can observe a growing interest of the Komsomol leadership towards the upbringing of the youth based on revolutionary traditions, as well as define its specificities and in which way such experience can be didactic. Special attention is given to the establishment of military-patriotic upbringing as one of the priority directions in the activity of Komsomol, and propaganda of the advanced practices in unity with respect to the revolutionary past. The work of the Komsomol is assessed primarily from the government and general human positions. Komsomol is being views as the original Soviet “department of youth affairs”, interlink between the government and the youth. It is demonstrated that in the 1950’s Komsomol has established a new approach: to revive the memory of the past of fathers, mothers, and brothers was the foremost responsibility of each initial Komsomol organization, as well as each district or municipal committee of Komsomol. The author believes that the principle of unity of educating the youth based on the traditions of the past, heroic spirit of the present, and ideals of the future in many aspects remains relevant even today. At the same time, it is highlighted that turning to the past, we should focus not on the destructive, but constructive traditions.
Ованесян И.Г. —
Стиль деятельности комсомольских организаций 1950-х годов как фактор эволюции политической культуры советской молодежи
// Genesis: исторические исследования. – 2016. – № 3.
– С. 110 - 129.
DOI: 10.7256/2409-868X.2016.3.19520
URL: https://e-notabene.ru/hr/article_19520.html
Читать статью
Аннотация: В статье предпринята попытка комплексной оценки стиля работы организаций ВЛКСМ 1950-х годов и его влияния на политическую культуру советской молодежи.С точки зрения автора, изучение политической культуры общества на одном из переломных этапов исторического развития, выяснение факторов, разносторонне влияющих на ее формирование, создает предпосылки для формирования высокой культуры политических отношений как признака гражданского общества, а также для их рационализации и интеллектуализации. Материал повышает свою актуальность накануне 100-летия коммунистического союза молодежи. Исследование основано на общенаучных принципах историзма и объективности. ВЛКСМ рассматривается как своеобразное советское «министерство молодежи», связующее звено между государством и молодежью. Для объективной оценки последствий деятельности комсомола большое значение имело признание основ концепции воспитания жизнеспособных поколений И.М. Ильинского. Исследование показало, что многие негативные тенденции во внутрисоюзной жизни не были преодолены и к концу десятилетия.Торжество бюрократических тенденций в комсомоле способствовало проявлениям нигилизма в молодежной среде, неверия молодежи в свои силы, равнодушия ко всему. Стиль комсомольской деятельности способствовал укреплению в молодежной среде двойной морали, расхождению слова и дела, официального и повседневного поведения. Вместе с тем, отмечено нарастание тех тенденций во внутренней жизни комсомола, которые в целом играли положительную роль в формировании политической культуры молодежи. В первую очередь имеются ввиду:усиление элементов самоуправления; избавление в комсомоле от кампаний борьбы с «врагами народа»; критика иждивенческих настроений на местах;сокращение отчетности в комсомольских органах;отказ от практики массовых переводов («перебросок») комсомольских кадров; отказ от ограничения прав ученических комсомольских организаций; ориентация на учет возрастных особенностей молодежи; усиление внимания к организации досуга комсомольцев и молодежи.
Abstract: This article makes an attempt to comprehensively evaluate the style of the work Komsomol organizations of the 1950’s and its impact upon the political culture of Soviet youth. In the author’s opinion, the study of the political culture of the society during one of the pivotal stages of historical development alongside the clarification of the factors influencing its formation, creates the prerequisites for the establishment of high culture of political relations as a sign of civil society, as well as for their rationalization and intellectualization. This material increases its relevance due to the 100th anniversary of the Communist Union of Youth. Komsomol is being viewed as a peculiar Soviet “ministry of youth”, a so-called interlink between the government and the youth. The research demonstrates that many negative trends in life of the union have not been determined even at the end of a decade. The triumph of bureaucratic tendencies in Komsomol contributed into manifestations of nihilism within the youth environment, youth’s disbelief in their own strength, as well as indifference towards everything. The style of the Komsomol activity encouraged the entrenchment of double standards among youth, the difference between the words and actions, official and daily behavior. At the same time, the author notes the rise of tendencies which overall played a positive role in formation of the youth’s political culture in the life of Komsomol, such as: strengthening of the elements of self-governance; riddance of the campaigns against “public enemy”; criticism of welfare mentality; rejection from the practice of mass transference of Komsomol personnel; consideration of age peculiarities of the youth; increase of attention towards organization of leisure among the members of Komsomol and the youth.