Слезин А.А., Ванин В.А. —
Эволюция идейно-воспитательной работы комсомола в середине 1950-х годов
// Genesis: исторические исследования. – 2012. – № 1.
– С. 68 - 119.
DOI: 10.7256/2306-420X.2012.1.261
URL: https://e-notabene.ru/hr/article_261.html
Читать статью
Аннотация: На материалах Тамбовской области выявлены основные направления политико-просветительной работы провинциальных комсомольских организаций в 1953-1957 гг. и их противоречивое влияние на общественное сознание. Оценивается внедрение в практику кружков текущей политики, кружков по отраслям экономики. Показано, что политико-просветительная деятельность комсомола все больше романтизировалась и строилась на принципе единства воспитания на революционных традициях прошлого, героики настоящего и коммунистических идеалах будущего. Развенчание культа личности Сталина, включавшее в себя и осуждение старых методов идейно-воспитательной работы, призывы к прекращению лакирования действительности, было сопряжено с новым витком внедрения в общественное сознание культа Ленина. Многие благородные призывы оказались пропагандой, также мало связанной с действительностью. Реалии середины 1950-х годов еще раз подтвердили, что советской идеологии, которую неслучайно иногда отождествляют с советской религией, имманентно был присущ культ вождя. По мнению авторов, в системе политического просвещения по-прежнему не столько проверялись политические убеждения, сколько копировались образцы нормативного политизированного поведения.
Abstract: Based on the materials of Tambov Region the author identifies the key areas of political and educational work of the provincial Komsomol Organizations in 1953-1957 and their contradictory impact on the public consciousness. The author evaluates the practical implementation of the current policy groups, groups by industry membership. It is shown that the political and educational activities of the Komsomol were romanticized and was built on the principle of the unity of education in the revolutionary traditions of the past, the heroics perception of the present and of the communist ideals of the future. Debunking the Stalin personality cult, which included the condemnation of the old methods of ideological and education activities, included calls for an end of embellishing present time involved a new turn in social strengthening of the cult of Lenin. Many of the noble appeals turned out to be propaganda and had little to do with reality. The realities of the mid-1950s have proved once again that the Soviet ideology, which by chance is sometimes identified with the Soviet religion, was constantly build on the cult of a leader. According to the authors, the system of political education still does not so much test the political beliefs but copies normative samples of politicized behavior.