Брыкина Ю.Я. —
Супружеские отношения в купеческой семье в ранних произведениях А. Н. Островского
// Человек и культура. – 2017. – № 2.
– С. 56 - 63.
DOI: 10.25136/2409-8744.2017.2.22564
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_22564.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования статьи стали супружеские отношения разных поколений в купеческой семье, описанные в ранних произведениях А. Н. Островского.
В литературном мире А. Н. Островскому отведена роль «бытописателя» купеческого сословия. Еще современники воспринимали пьесы драматурга не только в качестве художественных произведений, а как «картины жизни». Откликнувшись на появившийся в обществе интерес к жизни различных сословий, А. Н. Островский, прекрасно знакомый с разными сторонами купеческого быта, сделал его открытым для широкой читательской и зрительской аудитории. Пьесы драматурга воспринимались как зарисовки из повседневной жизни и формировали новый стереотип в восприятии купечества.
Цель работы состоит в определении степени достоверности в изображении одной из сторон частной жизни купеческой семьи, а именно супружеских отношений. Для достижения поставленной цели были изучены описания взаимоотношений мужа и жены в ранних произведениях А. Н. Островского («Записки Замоскворецкого жителя», «Картина семейного счастья», «Свои люди – сочтемся!», «Утро молодого человека», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «В чужом пиру похмелье», «Праздничный сон – до обеда», «Гроза»). Далее были отобраны и изучены воспоминания представителей купечества середины XIX в. Мемуарное наследие, фиксирующее жизнь московского купечества 1845-1860-х гг. невелико. Для исследования были взяты воспоминания Н. П. Вишнякова, А. И. Волковой.
Новизна исследования заключается во-первых, в использовании произведений драматургии в качестве исторического источника, во-вторых, в попытке раскрыть характер супружеских отношений старшего и младшего поколений купечества 40-60-гг. XIX в., используя произведения художественной литературы.
Проведенное исследование показало, что семейный уклад купечества старшего поколения, описанный в ранних произведениях А. Н. Островского был основан на традиционных принципах, ведущих начало от «Домостроя». Семейные отношения молодых представителей купечества намного разнообразнее, чем у их родителей. Изображая отношения старшего поколения, А. Н. Островский использует одну и ту же схему – полная власть главы семьи и рабское подчинение супруги, не имеющей возможности отстаивать свои права. Дух времени проникает за высокие заборы купеческих усадеб и вносит изменения в семейный уклад, господствовавший десятилетиями. Мемуары представителей купечества этого периода крайне скупы в описании взаимоотношений между супругами, что можно объяснить либо желанием сохранить тайну частной жизни, либо отсутствием ярких воспоминаний. Поскольку за А. Н. Островским еще при жизни закрепилась слава бытописателя купечества, и в виду незначительного внимания мемуаристов к супружеским отношениям, произведения драматурга можно использовать в качестве дополнительного источника информации для исследования этой стороны сословного быта.
Abstract:
The subject of this article is the marital relations of various generations in a merchant family described in the early compositions of A. N. Ostrovsky. In the literary world, Ostrovsky holds a role of the “daily life writer” of the merchant class. His contemporaries perceived the plays of the dramaturge not just as artistic oeuvres, but also “paintings of life”. Having responded to the emerged in society interest for the life of different social classes, Ostrovsky, being well familiarized with various aspects of merchant life, made it open for the wide audience. Dramaturge’s plays were considered as sketches from the daily life, and established a new stereotype in the perception of merchants. The goal of this work consists in determination of the level of authenticity in depicting one of the personal aspects of a merchant family – the marital relationship. The author examines the descriptions of the relationship between wife and husband in the early compositions of A. N. Ostrovsky (“The Young Man's Morning”, “Celebratory Sleep Is That Before Dinner”, “The Storm”, “Picture of a Family Happiness”, etc.), as well as the reminiscences of representatives of the merchant class of the mid-XIX century). The scientific novelty of this research consists in the use of dramaturgical compositions as a historical source alongside the attempt to reveal the nature of marital relationships of the older and younger generations of the merchants over the period of 1840’s – 1860’s. The work demonstrates that the pattern of family life of the merchants of older generation, described in the early works of Ostrovsky, was based on the traditional principle taking its roots from “Domostroy” – full authority of the head of family and servile obedience of the wife. Marital relations of the younger representatives of the merchants were more diverse. Memoirs of the representative of merchant class of this time are extremely poor in description of the relationship between husband and wife, which can be explained either by the desire to keep their life private, or in lack of vivid memories.