Горян К.В. —
Вклад Католической Церкви в развитие международного права прав человека
// Международное право. – 2016. – № 2.
– С. 47 - 57.
DOI: 10.7256/2306-9899.2016.2.18375
URL: https://e-notabene.ru/wl/article_18375.html
Читать статью
Аннотация: В статье исследуется разработанная в рамках католической религии как культурологического понятия система взглядов и идей о международном публичном праве вообще и международном праве прав человека в частности. Предметом исследования являются международно-правовые документы, а также доктринальные разработки, которые определяют сущность и содержание католической концепции международного права. Автор охарактеризовал систему источников католической концепции международного права, осветил роль понтификов – глав Святейшего Престола в формировании не только современной концепции прав человека, но и современного международного права. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных и специальных юридических теоретических и эмпирических методов познания, которые дополнялись принципами диалектики. Среди общенаучных методов познания важное значение имело использование метода анализа для исследования источников католической концепции международного права. Герменевтический метод использовался для определения содержания положений доктринальных разработок мыслителей в зависимости от конкретных значений культуры. Использование метода синтеза позволило выделить особенности католической концепции международного права вообще, а также концепции прав человека в частности. В значительной степени этот метод дополнялся сравнительно-правовым методом, который помог сравнить нормативное содержание международно-правовых актов и источников католической концепции международного права. Исторически-правовой метод использовался для выяснения исторических предпосылок возникновения учений о международном публичном праве. Католическая концепция прав человека зиждется на метафизическом фундаменте, согласно которому права и обязанности человека подчиняются высшим заповедям любви к Богу и любви к своему близкому как к самому себе. Современное международное право формировалось в лоне христианской религии, основоположниками концепции прав человека выступают представители испанской школы международного права. В развитии католической концепции прав человека отмечаются периоды, когда ее идеи даже опережали на тот момент существующую светскую концепцию прав человека. Особое место в формировании концепции прав человека занимают понтифики Святого Престола, озвучивая проблемы, стоящие перед мировым сообществом и предлагая пути их решения, основываясь на христианском учении, подчеркивая взаимосвязь прав человека и сохранения среды его обитания, напоминая об ответственности человечества за сохранение окружающей среды.
Abstract: This article explores the developed within the framework of Catholic religion as a culturological term system of views and ideas on the international public law as a whole, as well as the international law of human rights in particular. The subject of this research is the international legal documents along with the doctrinal formulations which define the essence and the content of Catholic concept of international law. The author gives characteristics to the system of sources of the Catholic concept of international law, as well as the role of the pontifices – heads of the Holy See in the formation of not just contemporary concept of human rights, hut also modern international law. Catholic concept of human rights is based on a metaphysical foundation, according to which rights and responsibilities subordinate to highest commandments to love God and your neighbor as yourself. The modern international law has been establishing within the framework of Christian religion; the founders of the human right concept are the representatives of the Spanish school of international law. Special place in formation of the human rights concept belongs to pontifices of the Holy See, who announce the issues faced by the global community and suggest ways for their solution based on the Christian doctrine; they also underline the correlation between the human rights and preservation of the habitat, as well as the mankind responsibility for protection of the environment.