Щупленков Н.О. —
Воспитательные концепции комсомола и Русского студенческого христианского движения: общее и особенное
// Социодинамика. – 2016. – № 3.
– С. 98 - 125.
DOI: 10.7256/2409-7144.2016.3.17539
URL: https://e-notabene.ru/pr/article_17539.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования служат два важнейших идеологических направления в российской истории – коммунистическое, представителем которого в молодежном движении являлся комсомол, и христианское, представленное в изгнании Русским студенческим христианским движением (РСХД). Они имели огромное значение для выработки стратегических направлений в духовной и культурной жизни советского общества и российского сообщества в изгнании. Воспитательные концепции комсомола и РСХД являлась продуктом интеллектуальной деятельности видных деятелей коммунистического и христианского движений в Советской России и Русском Зарубежье. С точки зрения автора, компаративистский анализ воспитательных концепций комсомола и Русского студенческого христианского движения приближает к постижению социокультурного феномена комсомола, вековой юбилей которого отмечается в 2018 году. Религиозность и атеизм, индивидуализм и коллективизм, единичность и массовость, сепаратизм и открытость – вот неполный перечень тех характеристик, по которым проведена в статье грань между РСХД и КСМ - молодежными общественно-политическими объединениями, деятельность которых изучена за период 1918 - 1930-х гг.
Abstract: The subject of this research is the two major ideological directions in the Russian history – Communist, the representatives of which in the youth movement was Komsomol, and Christian, presented by the Russian Student Christian Movement (RSCM) in persecution. Both of them played an important role in development of strategic directions in the spiritual and cultural life of the Soviet society and the Russian community in persecution. The educational concepts of Komsomol and RSCM were the product of the intellectual activity of the prominent figures within the Communist and Christian movements in Soviet Russia and White émigré. In the author’s opinion, a comparative analysis of the educational concepts of Komsomol and the Russian Student Christian Movement leads us to understanding of the sociocultural phenomenon of Komsomol, which celebrates its centennial anniversary in 2018. The youth socio-political unions, the work of which is being studied during the period of 1918-1930’s – Komsomol and RSCM – could be distinguished by the following characteristics: religiousness and atheism, individualism and collectivism, separatism and openness, and others.
Щупленков Н.О. —
Роль государства в организации деятельности комсомола в Советской России и российских студенческих союзов в Русском Зарубежье (1917–1920-е гг.)
// Социодинамика. – 2016. – № 1.
– С. 23 - 43.
DOI: 10.7256/2409-7144.2016.1.17501
URL: https://e-notabene.ru/pr/article_17501.html
Читать статью
Аннотация: Идеологическая доктрина современной России в области молодежной политики характеризуется поиском оптимальных вариантов организации сопряженного взаимодействия государства и общества. Российское молодое поколение нуждается в выработке конкретных действий по эффективному налаживанию диалога с властью. Во всех сферах общества происходит кардинальная перестройка механизмов воздействия государства на воспитание нового поколения. Создаются новые экономические, политические, социальные и духовные институты, деятельность которых направленна на координацию усилий власти и общества. В этой обстановке становится понятным обращение к историческому опыту становления молодежной политики в Советской России и студенческого движения в Русском Зарубежье 1917–1920-х гг. Компаративистский анализ социально-политического статуса и особенностей деятельности комсомола и студенческих союзов других стран позволил изучить механизмы взаимодействия государства и молодежных объединений на этапах их зарождения . И в Советском Союзе, и в Русском Зарубежье молодое поколение составляло значительную часть населения, готовую и способную плодотворно трудиться. От ее трудовой и политической активности, от отношения к власти, зависело благосостояние и будущее процветание страны. И комсомол, и студенческие союзы стали опытной площадкой по подготовке новых кадров.
Abstract: The ideological doctrine of the modern Russia in the area of youth policy is characterized by the search of the optimal variants of organization of the adjoin cooperation of the government and society. The Russian young generation feels a need for development of the certain actions for the effective establishment of the dialogue with the authorities. We can observe a drastic reformation of the mechanisms of government influence upon education of the young generation in all spheres of social life. New economic, political, social, and spiritual institutions are being formed; their activity is aimed at coordination of efforts of the government and society. In this situation, turning to the historical experience of the establishment of youth policy in the Soviet Russia and student movement among white émigré becomes clear. Comparative analysis of the socio-political status and peculiarities of the work of Komsomol and student unions in other countries allowed examining the mechanisms of correlation between the government and youth communities on the stages of their conception. The young generation comprised a significant part of population, which was able and ready to work. And on their work and political activity, as well as on the attitude towards the government, depended the wellbeing and future prosperity of the country. Both, the Komsomol and student unions became an experimental platform for preparation of new personnel.
Щупленков Н.О. —
Партийный контроль коммунистических и рабочих партий над молодежными объединениями социалистических стран 1960-х – начала 1980-х годов: общее и особенное
// Социодинамика. – 2015. – № 12.
– С. 164 - 181.
DOI: 10.7256/2409-7144.2015.12.1697
URL: https://e-notabene.ru/pr/article_16976.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является анализ развития коммунистической идеологии в молодежных движениях ряда стран Восточной Европы, Центральной и Юго-Восточной Азии, Кубы. Утверждается, что начало поисков строительства общества на основе идей коммунизма совпало с трансформацией сознания молодого поколения в направлении общественно-политического дискурса развития национальной идентичности, устанавливается организационная связь между двумя этими процессами.
В результате краткого историко-аналитического экскурса, описывающего хронологические рамки попыток руководства вышеупомянутых стран строительства общества «развитого социализма», делается вывод о том, что партийный контроль над молодежными движениями в этих странах имел форму наставничества и идеологического воздействия во всех сферах жизни общества (экономической, политической, социальной, духовной). Одновременно формулируется тезис о сущностной связи партийного руководства отдельно взятой страны и международного коммунистического рабочего движения в целом. Так, в 1960-е годы, в ответ на решения партийных программных документов ЦК КПСС об усилении партийного контроля над комсомолом, руководители коммунистических, рабочих движений стали проводить в своих странах аналогичные организационные мероприятия.
В 1990-е годы, в период распада «социалистического лагеря», проблематика организационного и идеологического партийного контроля над молодежными движениями теряет свою актуальность. В настоящее время попытки возродить государственные механизмы контроля над молодежными объединениями неразрывно связаны с изучением опыта прошлых лет. В контексте данной темы необходимо упомянуть об указе Президента РФ от 29.10 2015 года о создании общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», которой поручено решать, по примеру пионерской организации в прошлом, вопросы воспитания и формирования гармоничной личности среди молодежи
Методологической базой исследования является использование как общенаучных методов, так и специальных. К общенаучным методам можно отнести общие логические приемы (сравнение, обобщение, абстракция и др.), которые были адаптированы к конкретным объектам дискурсивного прояснения — понятию партийного контроля, имеющего специальное толкование конкретно к периоду 1960–1980-х годов, конкретизация которого потребовала «погружения» в анализ смысловой значимости термина для этого времени, и понятий «развитой социализм» и «социалистический лагерь», ставшими символами изучаемого периода, подчеркивающие идеологическое и политическое содержание общественных преобразований в ряде стран мира. Среди специальных методов в исследовании используется сравнительный исторический метод, который позволил выявить тенденции развития общественно-политических изменений, указал на общее и особенное, что было присуще партийному контролю над молодежным движением, дал возможность проникнуть в сущность явления. Теоретическими результатами осуществленного исследования являются: 1. Прояснение понятия партийного контроля над молодежным движением, его эффективности в существовавших в 1960–1980-х годах общественно-политических формах государственного устройства; 2. Масштабный характер идеологических доктрин, преобладание коммунистической идеи над остальными; 3. Достаточно развитый организационный функциональный аппарат партийного контроля; 4. Преемственный характер организации и практической деятельности в молодежных движениях.
Abstract: The subject of this research is the analysis of development of the Communist ideology of the youth movements in a number of Western European countries, Central and Southeast Asia, and Cuba. Claim is made that the beginning of the establishment of a society based on the Communist ideas coincided with the transformation of consciousness of the young generations towards the socio-political discourse of the development of national identity. The author attempts to determine the link between these two processes. Based on the brief historico-analytical insight that describes the chronological frameworks of the attempts of the governments of the aforementioned countries to build a “developed socialist” society, a conclusion is made that political control over the youth movements in these countries carried a form of mentorship and ideological effect upon the economic, political, social, and spiritual life of the society. The author also formulates a thesis about the correlation between the party leadership of a particular country with the international Communist labor movement. Among thetheoretical results of this research are the following: 1. Clarification of the notion of political control over the youth movements and its effectiveness within the existed forms of government structure; 2. Grand scale character of the ideological doctrines and predominance of the Communist idea over others; 3. A fairly developed organizational and functional apparatus of the political control; 4. Successive character of organizational and practical activity within the youth movements.