Попова О.В. —
Социально-психологические факторы распространения насилия (на примере анализа дедовщины в армии)
// Психология и Психотехника. – 2015. – № 4.
– С. 343 - 351.
DOI: 10.7256/2454-0722.2015.4.14573
Читать статью
Аннотация: Дедовщина, как широко распространившаяся форма экстремизма в современной армии, характеризуется неуставными унижающими человеческое достоинство (насильственными) отношениями среди военнослужащих срочной службы. В статье представлено исследование качественных уровней, модальностей дедовщины (таких как , социокультурная, философско-психологическая, этическая), фиксирующих многообразие факторов, влияющих на формирование агрессии и распространение насилия в армейской среде. Также рассмотрены психологические механизмы, обеспечивающие психологическую безопасность и моральное самоуспокоение. К ним относятся: моральное оправдание, подмена понятий, выгодное сравнение, перекладывание ответственности, распределение ответственности, игнорирование или искажение последствий, дегуманизация, приписывание вины. Автор опирается на концептуальные положения психологии А. Бандуры, выделившего наиболее типичные оправдательные механизмы, позволяющие отклоняться от жестких моральных притязаний, не испытывая чувства самонеуважения. Исследуя философско-психологические факторы "дедовщины", являющиеся своего рода оправдательными механизмами этого явления,автор приходит к выводу, что они выступают паттернами избежания самонаказания и потери самоуважения вследствие совершения предосудительных действий. Они могут не артикулироваться в момент совершения акта насилия, но, как правило, присутствуют в последующей рефлексии над своим поведением, когда происходит конфликт ценностей сформированных армейской средой и ценностей социального пространства, где идея насилия маргинализируется или носит завуалированные формы.
Abstract: Being a widely occuring form of extremism in the modern army, the phenomenon of dedovshchina or hazing is characterized by the non-statutory (violent) relations humiliating human dignity among the military personnel of conscription service. In her article Popova examines qualitative levels and hazing modalities (such as sociocultural, philosophical and psychological, ethical modalities ) demonstrating a variety of the factors influencing aggression and distribution of violence in the army environment. The psychological mechanisms ensuring psychological safety and moral complacency are also considered. These include moral justification, substitution of notions, favorable comparison, responsibility rearrangement, distribution of responsibility, ignoring or distortion of consequences, dehumanization, and attributing of fault. The author is guided by the conceptual provisions of A. Bandura's psyhology who defined the most typical justificatory mechanisms allowing to deviate from strict moral claims without feelings self-disrespect. Analysing the philosophical and psychological factors of "dedovshchina" as some kind of justificatory mechanisms of this phenomenon, the author comes to the conclusion that they act as patterns of avoidance of self-punishment and loss of self-esteem owing to commission of reprehensible actions. They can not be articulated at the time of commission of an act of violence, but, as a rule, are present at the subsequent reflection over the behavior when there is a conflict of the values created by the army environment and social values where the idea of violence is either disadvantaged or hidden.
Попова О.В. —
«Быть телом» или «иметь тело», «быть проектом» или «иметь проект»
// Философия и культура. – 2015. – № 3.
– С. 438 - 445.
DOI: 10.7256/2454-0757.2015.3.10988
Читать статью
Аннотация: В статье рассматриваются основные модели репрезентации телесности в этико-философской перспективе. Автор выделяет следующие подходы («парадигмы) репрезентации концептов «тело», «телесность» в современной философии: 1) «парадигма» бытия (экзистенциальный, холистический подход к телу); 2) «парадигма» обладания (инструментальное, функциональное понимание телесности); 3) «парадигма» конструирования (тело как проект, артефакт технологий). Каждая из данных моделей подразумевает определенный нормативный контекст и задает тот или иной способ формирования антропологических границ и антропологической нормы. Применяя историко-философский подход и этический анализ автор демонстрирует, как в жизни современного человека «разыгрывается» диалектика бытия, обладания и конструирования. Автор приходит к выводу, что в эпоху интенсивного технологического развития «техники тела» как результат внешнего социокультурного преобразования биологического субстрата (телесности) постепенно трансформируются в техники тела как результат симбиоза жизни и технологии. Потенциальное встраивание биотехнологий в человеческое тело, воспроизводящее эффекты социализации и обучения, появление которых ранее зависело от культуры, способствует формированию новых способов "заботы о себе."
Abstract: The article is devoted to the main models of physicality in ethics and philosophy. The author of the article describes the following approaches ('paradigms') to the concepts of 'body' and 'physicality' in modern philosophy: 1) the 'paradigm' of existence (existential or holisti approach to body); 2) the 'paradigm' of possession (instrumental or functional concepts of body); 3) the 'paradigm' of construction (body as a project or a technological artefact). Each model involves particular standards and sets a certain type of formation of anthropological borders and anthropological norms. By applying the historical-philosophical approach and ethical analysis, the author demonstrates that in a life of a modern man there is always the dialectics of existence, possession and construction. The author concludes that at the epoch of the intensive technological development, body technologies created as a result of the external socio-cultural transformation of the biotic substrate ('physicality') are gradually turning into the body techologies that are the results of the symbiosis between life and technology. Potential integration of biotechnologies into a human body that have the effects of socialization and education creates new forms of 'self-care'.
Попова О.В. —
Феномен «голой жизни» в контексте конструирования смерти человека
// Психология и Психотехника. – 2014. – № 8.
– С. 813 - 820.
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.8.12448
Читать статью
Аннотация: В статье проводится аналогия между сущностными характеристиками пространства лагеря и палаты интенсивной терапии современной больницы. Лагерь рассматривается как биополитическая матрица современного мира, структура, порождающая феномен жизни, лишенной политической воли и права голоса («голой жизни» - в терминологии Дж. Агамбена. В статье исследуется, каким образом стратегия формирования «голой жизни» определяет этико-гносеологический формат отношения к пациенту с диагнозом «смерти мозга». Процесс конструирования отношения к смерти сопряжен с выстраиванием деонтологии умирания, соответствующей парадигме смерти, разделяемой сообществом. В технологически развитом мире она оказывается подключена к закону воспроизводства человеческих ресурсов и обмена социальными благами (донорства) Используется методология междисциплинарных исследований: анализ проблем современной медицины (в частности, проблем донорства и смерти мозга) проводится путем привлечения философского понятийно-категориального аппарата. В статье впервые в отечественной философии продемонстрировано влияние представлений о «голой жизни» на формирование дискурсивного поля и тезауруса современной философии сознания, а также показано, что настороженное отношение к донорству и констатации смерти мозга вызывается воздействием различных культурных феноменов: художественной литературы, произведений кинематографии, изобразительного искусства и т.д. Они обращены к массовому читателю (зрителю), способствуя формированию общественного мнения относительно жизни и смерти и должны быть осмыслены, чтобы дать адекватные ответы на проблемы, волнующие массовое сознание.