Афоньшин В.Е., Роженцов В.В. —
Технология измерения критической частоты световых мельканий
// Кибернетика и программирование. – 2018. – № 4.
– С. 60 - 67.
DOI: 10.25136/2644-5522.2018.4.19991
URL: https://e-notabene.ru/kp/article_19991.html
Читать статью
Аннотация: Критическая частота световых мельканий (КЧСМ) — частота, при которой мелькающий источник света субъективно воспринимается человеком светящимся непрерывно. Показано, что метод КЧСМ используется в диагностических целях при решении различных научных и прикладных задач. Предметом исследования являются условия использования метода КЧСМ. Их ограниченность обусловлена необходимостью: отвлечения от выполняемой работы для измерения КЧСМ, выполнения измерений в стационарных условиях. Целью работы является расширение функциональных возможностей метода КЧСМ путем использования технологии дополненной реальности. Для измерения КЧСМ световые мелькания с изменяющейся частотой формируются мобильным устройством в виде дополненной реальности. Новизна предложенной технологии заключается: 1) в повышении достоверности диагностики методом КЧСМ за счет ее измерения в процессе выполняемой работы; 2) проведении диагностики не только в стационарных наземных условиях, но и при наземных, водных или полетных перемещений обследуемого, что ранее было затруднено или невозможно.
Abstract: The critical flicker frequency is the frequency at which a flickering light source is subjectively perceived by a person as luminous. It is shown that the critical flicker frequency method is used for diagnostic purposes when solving various scientific and applied problems. The subject of research is the conditions for using the method of critical flicker frequency. Their limitations are due to the need: a distraction from the work to be performed to measure the critical flicker frequency, to perform measurements in stationary conditions. The aim of the work is to expand the functional capabilities of the critical flicker frequency method by using augmented reality technology. To measure critical flicker frequency, light flashes with varying frequency are formed by a mobile device in the form of augmented reality. The novelty of the proposed technology is: 1) to increase the reliability of diagnostics by the method of critical flicker frequency due to its measurement in the course of the work performed; 2) carrying out diagnostics not only in stationary ground conditions, but also during ground, water or flight movements of the subject, which was previously difficult or impossible.
Роженцов В.В., Афоньшин В.Е. —
Технология технико-тактической подготовки в игровых видах спорта
// Кибернетика и программирование. – 2014. – № 3.
– С. 103 - 109.
DOI: 10.7256/2306-4196.2014.3.12048
URL: https://e-notabene.ru/kp/article_12048.html
Читать статью
Аннотация: Рассматриваются особенности технико-тактической подготовки в игровых видах спорта с использованием информационных технологий. Основными аргументами в пользу таких технологий обучения являются наглядность, интерактивность, возможность использования комбинированных форм представления информации и реализация самостоятельного обучения, что сказывается на качестве усвоения материала. Они позволяют создать такие условия тренировочного процесса, благодаря которым спортсмены могут за более короткое время познать закономерности движений со сложнокоординационной структурой, недоступные при обычных способах организации технико-тактической подготовки. Технология технико-тактической подготовки реализуется на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой, при помощи которой задают световые зоны. Часть зон, выделенных цветом, являются запрещенными для нахождения спортсмена, неподвижны или перемещаются, имитируют противодействующих игроков-соперников и препятствуют передвижению спортсмена, моделируя игровые ситуации. Спортсмен оценивает смоделированную ситуацию и прогнозирует ее развитие, находит рациональный маршрут и передвигается по нему со спортивным снарядом в свободную зону или посылает спортивный снаряд через свободную зону в зону поражения соперника или своему партнеру. В зависимости от подготовленности спортсмена тренер выбирает программу, задающую режим тренировки и уровень ее сложности. О технико-тактической подготовленности спортсмена судят по количеству попаданий спортсмена или спортивного снаряда в запрещенную световую зону, по способности оценивать смоделированную игровую ситуацию и прогнозировать ее развитие, по умению использовать свои технические и тактические навыки. Технология может использоваться при технико-тактической подготовке команд разной подготовленности, специализирующихся в футболе, хоккее, ручном мяче, регби, баскетболе и в других командных видах спорта.
Abstract: The article studies features of technical and tactical training in team sports using information technology. The main arguments in favor of such learning technologies are demonstrativeness, interactivity, use of combined forms of presenting the information and implementation of self-directed learning that affects the quality of learning process. These features make it possible to create such conditions of the training process by which athletes can much quicker learn the patterns of movements with complex coordination structure unavailable in conventional organization of technical and tactical training. Technology of the technical and tactical training is implemented on the playing field with controlled light light-backlit defining the light zones. Some zones, highlighted, are forbidden for the athlete; they can be static or move around simulating opponents. Such zones prevent the movement of the athlete, simulating game situations. The athlete assess the simulated situation, predicts its development, chooses a rational path and moves along it with the ball to the free zone or passes the ball through the free zone to the opponent’s area or to another member of the team. Depending on the athlete's personal level the coach chooses a program that specifies the training mode and level of complexity. The technical and tactical training level of the athlete can be judged by the number of hits into the forbidden highlighted zone, by the ability to evaluate simulated game situation and predict its development, by the ability to use own technical and tactical skills. The technology can be used in technical and tactical training of teams in varying sports, specializing in football, hockey, handball, rugby, basketball and other team sports.
Роженцов В.В., Афоньшин В.Е. —
Тактическая подготовка в игровых видах спорта с использованием виртуальной реальности
// Программные системы и вычислительные методы. – 2013. – № 3.
– С. 10 - 10.
DOI: 10.7256/2454-0714.2013.3.8904
Читать статью
Аннотация: Предложена методика обучения тактическим действиям путем моделирования игровых ситуаций в виртуальной реальности. Для обучения предварительно на сервере формируется база данных игроков, в процессе обучения сервер соединяется с компьютером тренера, на котором задаются составы нападающей и защищающейся команд игроков, их первоначальное положение и положение спортивного снаряда на игровом поле, передаваемые в компьютеры игроков. Игроки нападающей команды стремятся доставить виртуальный спортивный снаряд в зону поражения или поразить ворота защищающейся команды. Игроки защищающейся команды стремятся овладеть виртуальным спортивным снарядом или препятствовать действиям игроков нападающей команды. Предложенная методика позволяет моделировать неограниченное число игровых ситуаций, анализировать различные варианты их развития, развивать игровое мышление игроков и их взаимодействие в команде. Она может использоваться при тактической подготовке команд разной подготовленности, специализирующихся в футболе, хоккее, ручном мяче, регби, баскетболе и в других командных видах спорта.