Ситникова А.А. —
Коренное образование: актуальное состояние и проблемы
// Педагогика и просвещение. – 2015. – № 3.
– С. 300 - 311.
DOI: 10.7256/2454-0676.2015.3.17048
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является коренное образование в различных странах мира, в том числе в Австралии, Канаде, Норвегии, США. Рассматриваются зарубежные и российские практики коренного образования. Сделан акцент на мировом опыте получения высшего образования коренными народами Севера. Проанализированы возможности современных российских университетов для разработки международно значимых программ магистратуры по проблематике коренного образования. С помощью описания университетов Норвегии, США, Австралии, Канады, современных российских университетов ставится задача разработки актуальных и динамичных магистерских программ в сфере коренного образования для народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Основной метод исследования - критический анализ университетских программ, содержания учебных курсов в сфере коренного образования. Теоретический обзор дополняется знаниями, полученными в ходе полевых исследований в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Красноярского края в 2010-2015 гг. Основными выводами проведенного исследования является необходимость рекомендаций для органов федеральной и региональной исполнительной и законодательной власти, для органов местного самоуправления, общественных организаций коренных малочисленных народов Севера, а также для руководителей университетских образовательных программ. Предлагается на базе Сибирского федерального университета разработать и внедрить новую образовательную программу, соответствующую международным стандартам коренного образования.
Abstract: The subject ofthe research is the indigenous education in various countries including Australia, Canada, Norway and the United States. The author of the article considers the foreign and Russian practices of indigenous education. The focus is made on the global experience of providing higher education to indigenous peoples of the North. The possibilities of modern Russian universities for the development of an internationally significant master's programs on indigenous education are examined. By analyzing the experience of the universities of Norway, USA, Australia, Canada and Russia, Sitnikova offers the challenge to develop relevant and dynamic master's programs in the field of education for the indigenous peoples of the North, Siberia and Far East. The main research method used by the author of the article is the critical analysis of university programs and curriculum in the sphere of indigenous education. Theoretical review is completed with additional knowledge obtained by the author in the course of her field trips to the places of indigenous small ethnic communities in the Krasnoyarsk Region during the period of 2010 - 2015. As the main conclusion of the research, the author emphazies the need for particular recommendations to be made for federal and regional executive and legislative authorities, local government bodies, social organizations for indigenous peoples of the North and chiefs of university educational programs. The researcher suggests to develop and implement a new educational program that would be based on international standards of indigenous education at Siberian Federal University.
Ситникова А.А. —
К вопросу о методологии исследований культуры как социально-антропологической системы
// Социодинамика. – 2015. – № 1.
– С. 75 - 100.
DOI: 10.7256/2409-7144.2015.1.14237
URL: https://e-notabene.ru/pr/article_14237.html
Читать статью
Аннотация: Предмет исследования - методологические подходы к анализу культуры как социально-антропологической системы. Тем самым культура выступает предметом комплексного социального познания. В данном исследовании представлен анализ методологии культурологии на современном этапе развития науки: рассмотрена существующая классификация методов культурологии, предложена классификация методов культурологии на основании роли и значения практического культурного исследования для получения знания о культуре и определено место исследования культурных концептов в предложенной системе методов. Основное внимание уделяется обоснованию синтетической методологии исследования культуры в контексте социально-антропологической проблематики.
Основной метод исследования - аналитический и критический обзор существующих подходов, концепций, методологий. Сделана классификация методологических подходов, обоснованы наиболее эффективные методологические стратегии. Основные выводы проведенного исследования: 1) Теоретические методы направлены на разработку категориального аппарата культурологии. Теоретические методы предназначены для построения культурологии как науки по образу логической системы построения естественных наук. 2) Прикладные методы посвящены исследованию конкретных определенных исследователем явлений культуры. Прикладные методы культурологии возникают тогда, когда проблемы культурологии могут быть решены методами смежных гуманитарных наук. Прикладные методы культурологии – это: полевая экспедиция, социологическое исследование, психологический эксперимент, философско-искусствоведческий анализ, филологический анализ текста, моделирование преобразующих культурных практик. 3) Синтетические методы исследования культуры как социально-антропологической системы предполагают специфическое построение культурного исследования, где прикладное исследование обязательно сопровождает формирование теоретического знания. Суть синтетических методов культурологии состоит в исследование культуры прошлого с целью познания культуры современности, для рефлексии над современным состоянием культуры. Синтетическими методами культурных исследований являются – функциональный анализ культуры, структурный анализ культуры, герменевтика, лингвокультурологический анализ.
Abstract: The research subject of this article is the methodological approaches to the analysis of culture as a socio-anthropological system. Thus, culture is the subject of the complex social cognition. This study presents an analysis of the methodology of cultural studies at the present stage of science advancement: the author of the article examines the current classification of cultural research methods, offers her own classification depending on the role and importance of practical cultural research in obtaining knowledge about culture and defines the place of the study of cultural concepts in the offered system of methods. In her research Sitnikova focuses on establisign the scientific rationale for the synthetic methodology in cultural research from the point of view of the socio-anthropological perspective.The main research method used by the author is the analytical and critical review of existing approaches, concepts and methodologies. Sitnikova offers her classification of methodological approaches and substantiates the most effective methodological strategies. The main conclusions of the study: 1) Theoretical methods are aimed at the development of the categorical apparatus of cultural studies. Theoretical methods are designed to build cultural studies as a science in the image of a logical system of natural sciences. 2) Applied methods are devoted to the study of certain cultural phenomena selected by a researcher. Applied methods of cultural studies are used when the problem can be solved by the methods of related humanities. Applied methods of cultural research include field expedition, opinion surveys, psychological experiments, philosophical and art historical analysis, philological text analysis, modeling of transformative cultural practices. 3) Synthetic methods for studying culture as a socio-anthropological system imply a specific structure of cultural researсh where applied research is necessarily accompanied by theoretical knowledge. The main feature of the synthetic methods of cultural research is to study culture for the purpose of learning culture of our time. Synthetic methods of cultural research include functional analysis of culture, structural analysis of culture, hermeneutics and linguoculturological analysis.
Ситникова А.А. —
Концепт «север» в творчестве Рокуэлла Кента
// Человек и культура. – 2014. – № 2.
– С. 1 - 27.
DOI: 10.7256/2306-1618.2014.2.11550
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_11550.html
Читать статью
Аннотация: Статья предлагает исследование живописных и графических произведений художника Рокуэлла Кента на предмет визуализации в этих работах концепта «север». Предваряет исследования подробный обзор «волн» профессионального и зрительского интереса к творчеству Р. Кента: в 1920-е годы художник занимает ведущее положение в американском искусстве, в 1960-е годы становится популярен в СССР, в 1980-е годы к художнику возвращается внимание американских зрителей, в современности интерес к творчеству Р. Кента поддерживается в интернете. В соответствии с задачами исследованиями дана общая характеристика циклам работ, созданных художником во время путешествия на Аляску (1918-1919), во время путешествия на Огненную Землю (1922-1923) и во время путешествия в Гренландию (1929, 1932-1933, 1935); проанализированы репрезентативные произведения из этих циклов – «Солнечные блики. Аляска» (1919), «Огненная земля» (1922-1925), «Ноябрь в Гренландии» (1932-1933). Исследован образ эскимоса – коренного жителя Гренландии, формирующийся в графических изображениях, созданных Р. Кентом. Помимо этого в статье раскрываются художественные традиции и приемы, характерные для творчества художника в целом. Основной метод - философско-искусствоведческий анализ репрезентативных художественных текстов. Данный метод был разработан В.И. Жуковским и Д.В. Пивоваровым. Кроме того, применялся метод описания и анализа художественных произведений, анализ базовых концептов (в том числе, Ю.С. Степанова). К художественным текстам Р. Кента были применены герменевтические методологические процедуры, включая интерпретацию и выявление смыслов, заложенных в произведении. Научная новизна исследования заключается в том, что творчество известного американского художника Р.Кента рассмотрено с позиций концептуального анализа. Исследованы художественные произведения, связанные с северной тематикой. Творчество Р.Кента представлено как определенная мировоззренческая система художника XX века, проявленная с помощью визуальных средств.
Abstract: Article offers research of picturesque and graphic works of the artist Rokuell of Kent regarding visualization in these works of a concept "North". The detailed review of "waves" of professional and spectator interest in R. Kent's creativity precedes researches: in the 1920th years the artist comes to the forefront in the American art, in the 1960th years becomes popular in the USSR, in the 1980th years to the artist the attention of the American audience comes back, in the present interest in R. Kent's creativity is maintained on the Internet. According to tasks researches gave a general characteristic to cycles of the works created by the artist during travel to Alaska (1918-1919) during travel to Tierra Del Fuego (1922-1923) and during travel to Greenland (1929, 1932-1933, 1935); representative works from these cycles – "Solar patches of light are analysed. Alaska" (1919), "Tierra del Fuego" (1922-1925), "November in Greenland" (1932-1933). The image of the Eskimo – the aboriginal of Greenland, formed in the graphics created by R. Kent is investigated. In addition in article art traditions and receptions, characteristic for works of the artist in general reveal. The main method - the philosophical and art criticism analysis of representative art texts. This method was developed by V. I. Zhukovsky and D. V. Pivovarov. Besides, the method of the description and analysis of works of art, the analysis of basic concepts was applied (including, Yu.S. Stepanova). Germenevtichesky methodological procedures, including interpretation and identification of the meanings put in work were applied to art texts of R. Kent. Scientific novelty of research is that works of the famous American artist R. Kent are considered from positions of the conceptual analysis. The works of art connected with northern subject are investigated. R. Kent's creativity is presented as the certain world outlook system of the artist of the XX century shown by means of visual means.