Афоньшин В.Е., Роженцов В.В. —
Технология измерения критической частоты световых мельканий
// Кибернетика и программирование. – 2018. – № 4.
– С. 60 - 67.
DOI: 10.25136/2644-5522.2018.4.19991
URL: https://e-notabene.ru/kp/article_19991.html
Читать статью
Аннотация: Критическая частота световых мельканий (КЧСМ) — частота, при которой мелькающий источник света субъективно воспринимается человеком светящимся непрерывно. Показано, что метод КЧСМ используется в диагностических целях при решении различных научных и прикладных задач. Предметом исследования являются условия использования метода КЧСМ. Их ограниченность обусловлена необходимостью: отвлечения от выполняемой работы для измерения КЧСМ, выполнения измерений в стационарных условиях. Целью работы является расширение функциональных возможностей метода КЧСМ путем использования технологии дополненной реальности. Для измерения КЧСМ световые мелькания с изменяющейся частотой формируются мобильным устройством в виде дополненной реальности. Новизна предложенной технологии заключается: 1) в повышении достоверности диагностики методом КЧСМ за счет ее измерения в процессе выполняемой работы; 2) проведении диагностики не только в стационарных наземных условиях, но и при наземных, водных или полетных перемещений обследуемого, что ранее было затруднено или невозможно.
Abstract: The critical flicker frequency is the frequency at which a flickering light source is subjectively perceived by a person as luminous. It is shown that the critical flicker frequency method is used for diagnostic purposes when solving various scientific and applied problems. The subject of research is the conditions for using the method of critical flicker frequency. Their limitations are due to the need: a distraction from the work to be performed to measure the critical flicker frequency, to perform measurements in stationary conditions. The aim of the work is to expand the functional capabilities of the critical flicker frequency method by using augmented reality technology. To measure critical flicker frequency, light flashes with varying frequency are formed by a mobile device in the form of augmented reality. The novelty of the proposed technology is: 1) to increase the reliability of diagnostics by the method of critical flicker frequency due to its measurement in the course of the work performed; 2) carrying out diagnostics not only in stationary ground conditions, but also during ground, water or flight movements of the subject, which was previously difficult or impossible.
Роженцов В.В. —
Технология оценки способности восприятия и оценки расстояния
// Кибернетика и программирование. – 2015. – № 1.
– С. 61 - 66.
DOI: 10.7256/2306-4196.2015.1.14038
URL: https://e-notabene.ru/kp/article_14038.html
Читать статью
Аннотация: Восприятие и оценка расстояния возможны как при зрении одним глазом (монокулярное зрение), так и обоими глазами (бинокулярное зрение). В последнем случае расстояние оценивается гораздо точнее. Вопросы восприятия и оценки расстояния актуальны при профотборе работников различных специальностей, в частности водителей автотранспортных средств, геодезистов, специалистов в области инженерной графики и изобразительной деятельности. Особенно важны эти способности при занятиях физической культурой и спортом, прежде всего в спортивных играх, единоборствах, спортивном ориентировании. Для их оценки предложено над горизонтальной поверхностью разместить видеокамеру и световые излучатели, управляемые компьютером. Световые излучатели создают на поверхности два световых пятна. Испытуемый размещается в середине линии, проходящей через центры световых пятен. Программно в течение заданного времени случайным образом изменяют площадь, направление и скорость перемещения световых пятен. Испытуемый оценивает трансформацию и перемещения световых пятен и меняет свое положение таким образом, чтобы оставаться в середине линии, проходящей через центры световых пятен. Трансформацию и перемещения световых пятен и испытуемого снимают видеокамерой, видеоизображение передают в компьютер, который периодически вычисляет положение середины линии, проходящей через центры световых пятен, и центра места положения испытуемого, расстояние между серединой линии и центром места положения испытуемого, среднеарифметическое значение вычисленных расстояний. По величине среднеарифметического значения оценивают способность восприятия и оценки расстояния человеком. Известные способы исследования способности воспринимать и оценивать расстояние предусматривают статическое положение испытуемого, что затрудняет их использование при профотборе для различных видов деятельности, в том числе в спорте.
Предложенная технология ориентирована на оценку восприятия расстояния по результатам двигательных действий испытуемого, что характерно для многих видов деятельности.
Abstract: Perception and evaluation of distance is possible both in monocular (one eye) and binocular (using both eyes) vision. In the latter case, the distance is estimated much more precisely. Questions of perception and distance estimates are relevant in hiring employees in different specialties, such as motor vehicle drivers, surveyors, experts in the field of engineering graphics and graphic activity. These abilities are especially important in physical education and sports, particularly in games, martial arts and orienteering. The article proposes a method for evaluation of distance perception using a camera and computer-controlled light emitters placed on a flat surface. Light emitters create two light spots on the surface. Examinee is placed in the middle of the line drawn through the centers of the light spots. Software randomly changes the area, the direction and velocity of the light spots during a predetermined time. Examinee evaluates the transformation and movement of light spots and moves to stay in the middle of the line going through the centers of the light spots. The transformation of the light spots and movements of the examinee are recorded, the video then analyzed by software that calculates the middle point, the examinee’s location and the arithmetic mean of the calculated distances. Using the arithmetic mean the examinee’s ability of distance perception and evaluation is judged. Known methods of evaluating the perception of distance uses a static position of the examinee and are less useful in the professional selection for various activities, including sport. The proposed technology is aimed at assessing the perception of distance as a result of motor actions of the examinee, which is typical for many activities.
Роженцов В.В., Афоньшин В.Е. —
Тактическая подготовка в игровых видах спорта с использованием виртуальной реальности
// Программные системы и вычислительные методы. – 2013. – № 3.
– С. 10 - 10.
DOI: 10.7256/2454-0714.2013.3.8904
Читать статью
Аннотация: Предложена методика обучения тактическим действиям путем моделирования игровых ситуаций в виртуальной реальности. Для обучения предварительно на сервере формируется база данных игроков, в процессе обучения сервер соединяется с компьютером тренера, на котором задаются составы нападающей и защищающейся команд игроков, их первоначальное положение и положение спортивного снаряда на игровом поле, передаваемые в компьютеры игроков. Игроки нападающей команды стремятся доставить виртуальный спортивный снаряд в зону поражения или поразить ворота защищающейся команды. Игроки защищающейся команды стремятся овладеть виртуальным спортивным снарядом или препятствовать действиям игроков нападающей команды. Предложенная методика позволяет моделировать неограниченное число игровых ситуаций, анализировать различные варианты их развития, развивать игровое мышление игроков и их взаимодействие в команде. Она может использоваться при тактической подготовке команд разной подготовленности, специализирующихся в футболе, хоккее, ручном мяче, регби, баскетболе и в других командных видах спорта.