Зурначян А.С. —
Развитие армянского права в Новое время (XV-XVIII века)
// Юридические исследования. – 2014. – № 6.
– С. 50 - 115.
DOI: 10.7256/2305-9699.2014.6.12090
URL: https://e-notabene.ru/lr/article_12090.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассмотрены основные памятники армянского права, которые были созданы в период Нового времени в различных государства и предопределили, во многом, развитие современной правовой и общественно-политической мысли.Выдающиеся представители армянских общин во многих странах мира создавали источники (памятники) права, в которых были сплетены лучшие элементы национальной правовой культуры и достижения ведущих правовых систем мира. Среди самых важных и ярких памятников армянского права можно выделить – Астраханский армянский Судебник, «Западню честолюбия» (Ворогайт Парац) Шаамира Шаамиряна – проект Конституции Армении и акты армянского суда в Каменец-Подольском. В работе проанализировано содержание данных актов, их структура и роль в жизни армянской общины.
При написании статьи использовались такие специальные методы, как историко-правовой, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, системный. Применение в совокупности указанных методов позволило комплексно решить поставленные цель и задачи. Рассматриваемый период XV-XVIII веков характерен масштабной миграцией армянского населения. Особую роль в вопросах поддержания национальной идентичности армян, развития культуры и права сыграли колонии в России, Индии, Украине, Польше, Италии и других странах.
Очевидно, можно утверждать, что, будучи серьезным вкладом в историю армянского правоведения, Судебник астраханских армян XVIII века одновременно является памятником армянского права, отражающих вековую дружбу армянского и русского народов. Судебник астраханских армян фактически действовал как один из источник местного права в России и занимал достойное место в системе общероссийского права в вопросах регулирования отношений в армянских колониях не только Астрахани, но и Моздока, Кизляра и других мест. Судебник астраханских армян 1765 года был издан в 1967 году на армянском языке , но никогда не переводился и не издавался в полном объеме на русском языке. Для проведения анализа норм этого Судебника нами была проведена работа по переводу его текста на русский язык.
В настоящее время у подавляющего большинства ученых существует устоявшаяся точка зрения, что «Западня честолюбия» (Ворогайт Парац) Шаамира Шаамиряна представляет собой проект Конституции независимого армянского государства. Однако, мы пришли к выводу, что этот документ не только обращен в будущее, но и содержит много моментов, которые позволяют его охарактеризовать как правовой механизм организации армянского национально-освободительного движения здесь и сейчас.
Важнейшим памятником развития армянского права стали акты суда Каменец - Подольска. Они являются первоисточниками, составленными в процессе судопроизводства, и ярко показывают процесс правоприменительной деятельности судебного органа. В них отражены вопросы правового регулирования частных отношений, имевшихся в армянской действительности того времени. Анализ этих актов позволяют нам утверждать, что армянские колонии, где бы они не были организованы, не забывали свою культуру и корни, пытаясь регулировать свою жизнь за рубежом на основе традиций, права и иных принципов, переданных предками.
Abstract: The article concerns the main monuments of Armenian law, which were created in the early modern period in various states, and which predefined to a great extent the development of modern legal, social and political thought. The merited representatives of the Armenian communities in many countries in the world have created sources (monuments) of law, which reflected the best elements of national legal culture and the achievements of the leading legal systems of the world. Among the most striking and important monuments of Armenian law one may mention the Astrakhan Armenian Judicial Charter, Trap of Ambition (Vorogait Parats) by Shaamir Shaamiryan, which was the draft Constitution of Armeina and acts of the Armenian court in Kamenets-Podolskiy. The author analyzes the contents of these acts, their structure and role in the life of Armenian community.
When writing the article the author used special methods, such as historic legal method, comparative historic method, comparative legal method, formal logical method, systemic method. Appliction of the combination of these methods has allowed for a comprehensive solution in order to achieve the goal of research. The said period of XV - XVIII centuries may be characterized with the large-scale migration of the Armenian people. The colonies in Russia, India, Ukraine, Poland, Italy and other states played important roles in preservation of the national identity of the Armenians, development of their culture and law.
It probably may be stated, that being an important input into the history of Armenian legal studies, the Judicial Charter of the Astrakhan Armenians of XVIII century is at the same time the monument of Armenian law, reflecting the centuries of friendship between Armenian and Russian peoples. The Judicial Charter of the Astrakhan Armenians in fact was applied as one of the local law sources in Russia, thus, having a worthy place within the system of Russian law in the issues of regulation of the relations in the Armenian colonies in Astrakhan, Mozdok, Kizlyar and other places. The Judicial Charter of the Astrakhan Armenians of 1765 was published in 1967 in Armenian language, but it was never translated or published in a full volume in Russian language. For the analysis of the norms of this Judicial Charter the author translated its text into Russian language.
Currently most of the scientists recognize the Trap of Ambition (Vorogait Parats) of Shaamir Shaamiryan to be the draft Constitution of the independent Armenian state. However, we came to the conclusion that this document is both aimed into the future, and includes many issues, allowing to characterize it as a legal mechanism for the organization of the Armenian national liberation movement of the relevant time and place.
The acts of the court of Kamenets-Podolsk also serve as an important monument of development of the Armenian law. They are the primary sources, as formed in the process of judicial proceedings, and they clearly show the process of application of law in the activities of the judicial body. They reflect the issues of legal regulation of private relations in the Armenian reality of the time. Analysis of these acts allows one to state that Armenian colonies wherever they were organized did not forget their culture and their roots, trying to regulate their life abroad based upon the traditions, law and other principles provided by their ancestors.